Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения за 2021 учебный год I Аналитическая часть Целями проведения самообследования ДОУ являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности ДОУ. В процессе самообследования были проведены оценка образовательной деятельности, системы управления ДОУ, содержания и качества подготовки воспитанников, организация воспитательно-образовательного процесса, анализ движения воспитанников, качества кадрового, учебнометодического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, анализ показателей деятельности ДОУ. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение введено в эксплуатацию в сентябре 1983 года. Учреждение расположено по адресу 620072 г. Екатеринбург ул. Сыромолотова, 20-а Дошкольное бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии c Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012г, № 273-ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН , Уставом МБДОУ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка. Детский сад посещает 381 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет. В детском саду функционируют 13 групп общеразвивающей направленности Режим работы детского сада: 5-дневная рабочая неделя с выходными днями (суббота, воскресенье). 12 групп с 10,5 часовым пребыванием детей работает с 7.30 до 18.00 и группа кратковременного пребывания (3 часа) в 2 смены с 9.00 до 12.00 , с 15.00 до 18.00 II. Результаты анализа показателей деятельности 2.1.Система управления организации Управление Муниципальным дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Уставом ДОУ и законодательством РФ. В детском саду реализуется возможность участия в управлении учреждением всех участников образовательного процесса. В соответствии с Уставом общественная структура управления ДОУ представлена Общим собранием работников, Педагогическим советом, собранием Совет родителей. Общее собрание работников вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины работников, для которых Учреждение является основным местом работы. В периоды между Общими собраниями интересы трудового коллектива представляет Профсоюзный комитет. Педагогический совет осуществляет руководство образовательной деятельностью. Отношения ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников регулируются в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании» и Уставом. В 2021 году в ДОУ проверка МЧС и Роспотребнадзора не проводилась. По итогам проверки отсутствуют предписания со стороны контролирующих и надзорных органов. По итогам 2021 года в ДОУ отсутствуют случаи травматизма (несчастных случаев) с обучающимися и\или с работниками во время образовательного процесса и проводимых мероприятий, отсутствуют групповые инфекционные заболевания. Вывод: ДОУ зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Структура и механизм управления дошкольным учреждением определяет его стабильное функционирование 2. 2.Образовательная деятельность 1.2.1. В ДОУ разработана Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) и утверждена на Педагогическом Совете ДОУ, протокол № 1 от 30.08.2021 г., согласована с родительским комитетом ДОУ, протокол № 1 от 30.08.2021 г. В разработке ООП ДО учитывается характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходимая для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения, используется учебно- методическая документация «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Коморовой, Э.Ф.Дорофеева); образовательной программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: (О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская); парциальная Программа духовно- нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым Сердцем» (Р.Ю. Белоусова, А.Н.Егорова, Ю.С.Калинкина). Содержание образовательной деятельности в ДОУ реализуются современные образовательные программы и методики дошкольного образования, используются информационные технологии, создана комплексная система планирования образовательной деятельности с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных особенностей воспитанников, которая позволяет поддерживать качество подготовки воспитанников к школе на достаточно высоком уровне. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; выстроено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Принципы ООП ДО полностью отражают все основные принципы ФГОС ДО. В ООП ДО описаны способы реализации всех принципов в образовательной деятельности ДОУ. Родители проинформированы о способах реализации Принципов в образовательной деятельности ДОУ. Программа основана на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. ООП ДО составлена в соответствии с образовательными областями (модулями): «Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Образовательная деятельность ведется на основе педагогических задач с учетом интересов детей и индивидуальных особенностей их развития. Реализация каждого направления предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения: режимные моменты, игровая деятельность; специально организованные традиционные и интегрированные занятия; индивидуальная и подгрупповая работа; самостоятельная деятельность; опыты и экспериментирование. С целью осуществления приоритетного направления интеллектуального развития воспитанников использовались следующие парциальные программы: Основы безопасности детей дошкольного возраста Р.Б. Стеркина, И.А.Лыкова «Цветные ладошки». В ДОУ созданы условия для обучающихся с ограниченными условиями здоровья (ОВЗ) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссиями. Доля учащихся с ОВЗ, обучающихся по образовательным программам и учебным планам составляет 2%. Организованна работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Разработано Положение и логопедическом пункте (принято на Педагогическом совете, протокол № 1 от 26.08.2020 г.), положение о психолого-педагогическом консилиуме ДОУ (принято на Педагогическом совете, протокол № 1 от 26.08.2020 г.). Разработан план работы психолого –педагогического консилиума ДОУ. Коррекционные программы Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР». Отношения с социальными учреждениями Дошкольное образовательное учреждение поддерживает прочные отношения с социальными учреждениями : - Детская библиотека; -МБУ ДО Центр эстетического воспитания «Лик»; - МОУ СОШ № 157 Совместно со школой был разработан план мероприятий, предусматривающий тесный контакт воспитателей и учителей начальной школы, воспитанников дошкольного учреждения и учеников первого класса: - отслеживалась адаптация выпускников детского сада; - проводилась диагностика готовности детей к школе; - экскурсии различной направленности. Дети старших и подготовительных групп посещают районные детские библиотеки № 20,21 , где детей знакомят с бытом народа мари, традициями, обычаями, также с художниками нашего города. Сотрудники библиотеки организовывают для детей различные праздники, игры, беседы, развлечения. Детский сад сотрудничает с ДГЦБ. Такое взаимодействие помогает выявить и предупредить различные заболевания, оказать своевременную помощь детям. 2.2.2 Организация образовательного процесса Учебный план составлен в соответствии с современными дидактическими, санитарными и методическими требованиями, содержание выстроено в соответствии с ФГОС. При составлении плана учтены предельно допустимые нормы учебной нагрузки. Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. Взаимодействие с родителями коллектив ДОУ строит на принципе сотрудничества. При этом решаются приоритетные задачи: - повышение педагогической культуры родителей; - приобщение родителей к участию в жизни детского сада; - изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Для решения этих задач используются различные формы работы: - групповые родительские собрания, консультации, мастер-классы; - проведение совместных мероприятий для детей и родителей; - анкетирование; - наглядная информация; - выставки совместных работ; -сетевое взаимодействие; -проектная деятельность; - посещение открытых мероприятий и участие в них. Работает консультативная служба каждую среду текущего месяца с 13.00 до 18.00 специалистов: учителя -логопеда, музыкального руководителя, педагог- психолога . Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьями детей. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Образовательный процесс реализуется в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. В течение учебного года в методическом кабинете организовывались постоянно действующие выставки новинок методической литературы, тематические и по запросам педагогов, постоянно оформлялись стенды информации. 2.2.3 Качество подготовки обучающихся. Проводится комплексная педагогическая диагностика освоения обучающимися ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО (Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) в целях оценки эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования проводятся регулярные педагогические наблюдения за развитием детей. Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с высоким и средним уровнями развития, что говорит об эффективности педагогического процесса в ДОУ. Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе. Готовность дошкольника к обучению в школе характеризует достигнутый уровень психологического развития накануне поступления в школу. Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно-поисковых ситуаций и обогащению предметно-развивающей среды. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ реализуется в полном объеме. 2.3. Качество кадрового обеспечения Работа с кадрами была направлена на повышение профессионализма, творческого потенциала педагогической культуры педагогов, оказание методической помощи педагогам. Составлен перспективный план аттестации, повышения квалификации педагогов. Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано кадрами полностью (100%). Педагогический состав ДОУ 18 ПР: 1 учитель-логопед, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре, 2 музыкальных руководителя, 13 воспитателей. 17 педагогических работников аттестованы на первую квалификационную категорию, 1 ПР на соответствие занимаемой должности, ПР с высшей квалификационной категорией нет, доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию 0/18. Отношение педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, к общему количеству педагогических работников 0/18. В ДОУ отсутствует кандидат для формирования кадрового резерва руководителей образовательных организаций города Екатеринбурга. Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. В ДОУ действует система наставничества, утверждено Положение (протокол № 1 от 26.08.2020 г. Педагогического Совета), ежегодно утверждается план работы с молодыми специалистами. 2.4. Материально-техническая база В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. Здание детского сада светлое, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. В детском саду имеются: групповые помещения, кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет учителя - логопеда, музыкальный зал, пищеблок, прачечная, медицинский кабинет. Все кабинеты оформлены. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Созданы условия в развивающей предметнопространственной среде, отвечающие Принципам ФГОС ДО. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов. Детский сад оснащен 5 персональными компьютерами и 1 ноутбуком, 1 проектор. В детском саду имеется фотоаппарат, которая используется для съемки занятий, мероприятий, утренников. Отснятые материалы эпизодически используются в воспитательной работе. Обеспечение условий безопасности выполняется локальными нормативно-правовыми документами: приказами, инструкциями, положениями В соответствии с требованиями действующего законодательства по охране труда с сотрудниками систематически проводятся разного вида инструктажи: вводный (при поступлении на работу), первичный (с вновь поступившими), повторный, что позволяет персоналу владеть знаниями по охране труда и технике безопасности, правилами пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях. С воспитанниками детского сада проводятся беседы по ОБЖ, игры по охране здоровья и безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и жизни. Медицинский блок включает в себя медицинский, процедурный кабинет, и оснащен необходимым медицинским инструментарием, набором медикаментов. Медицинской сестрой ДОУ ведется учет и анализ общей заболеваемости воспитанников, анализ простудных заболеваний. МБДОУ курирует врач-педиатр детской поликлиники, которая осуществляет лечебно-профилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит совместную работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях детского сада. Проводятся профилактические мероприятия: Медсестрой ДОУ: - осмотр детей во время утреннего приема; - антропометрические замеры - анализ заболеваемости 1 раз в месяц, в квартал, 1 раз в год; - ежемесячное подведение итогов посещаемости детей; - лечебно-профилактические мероприятия: 2.5.Функционирование внутренней системы оценки качества образования Систему качества дошкольного образования мы рассматриваем как систему контроля внутри ДОУ, которая включает себя интегративные составляющие: - качество воспитательно-образовательного процесса; - качество работы с родителями; - качество работы с педагогическими кадрами; - качество предметно-пространственной среды. С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности применяем педагогический мониторинг, который даёт качественную и своевременную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. В учреждении выстроена четкая система методического контроля и анализа результативности воспитательно- образовательного процесса по всем направлениям развития дошкольника и функционирования ДОУ в целом. Учебно- методическое обеспечение соответствует ООП ДО ДОУ, ФГОС, условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наполнение официального сайта ДОУ в сети интернет (https://41.tvoysadik.ru/), в соответчики с законодательством, в том числе наличие обратной связи. Соответствует наполнение официального сайта предъявляемым требованиям. На сайте ДОУ размещена Независимая оценка качества образования услуг (https://bus.gov.ru/) ПОКАЗАТЕЛИ деятельности МБДОУ – детский сад № 41 на 2021 учебный год. Показатели 1. 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 1.4 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.5 1.5.1 Образовательная деятельность Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) В семейной дошкольной группе В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме продленного дня (12-14 часов) В режиме круглосуточного пребывания Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии Единица измерения 376 330 46 0 0 94 282 87% 87 % 0% 0% 0% 0% 1.5.2 1.5.3 1.6 1.7 1.7.1 1.7.2 1.7.3 1.7.4 1.8 1.8.1 1.8.2 1.9 1.9.1 1.9.2 1.10 1.11 1.12 1.13 По освоению образовательной программы дошкольного образования По присмотру и уходу Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно- 0% 376 7 дней 18 человек 11/ 61% 9/50% 7/39% 6/40% 17/94% 0% 94% 1/6 % 4/22% 1/6% 6/33% 18/100% 18/100% 1.14 1.15 1.15.1 1.15.2 1.15.3 1.15.4 1.15.5 1.15.6 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 хозяйственных работников Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: Музыкального руководителя Инструктора по физической культуре Учителя-логопеда Логопеда Учителя- дефектолога Педагога-психолога Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников Наличие физкультурного зала Наличие музыкального зала Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке 18/376 да да да нет нет да 7.4 кв.м. 130 кв.м. да да да