2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Формы получения образования Группы полного дня Группы кратковременного пребывания – 3 часа Образовательные технологии в МБДОУ 1 Дистанционные образовательные технологии индивидуального сопровождения семей 2 Технологии индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях вариативности моделей совместного образования 3 Технологии альтернативной дополнительной коммуникации Данные технологие для формирования единого широко используются в коммуникационного пространства МБДОУ для детей с вербальной и невербальной речью 4 Технологии развивающего обучения 5 Игровые технологии 6 Технологии исследовательской деятельности 7 Здоровьесозидающие и здоровьесберегающие технологии Организационные технологии В МБДОУ 1 Технологии совместного (интегративного / инклюзивного) образования 2 Технологии универсального дизайна Методы, используемые при ФОП ДО организации воспитания и обучения ВОСПИТАНИЕ (п.23.6, стр.150) ОБУЧЕНИЕ (п.23.6.1, стр. 150) Вариативные очные формы получения образования 1 методы организации опыта 1 поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного 2 поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы) 2 методы осознания детьми 3 опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример) 3 методы мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы) 4 5 традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методы, в основе которых положен характер познавательной деятельности детей информационнорецептивный метод: действия ребенка с объектом изучения организуются по представляемой информации (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение) репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметносхематическую модель) метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений 6 эвристический метод: (частично-поисковая) проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях) 7 исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование) 8 метод проектов широко применяется для решения задач воспитания и обучения, способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое Педагог осуществляет выбор методов воспитания и обучения, учитывая возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов (п.23.6.2). Средства для реализации Программы, представленные ФОП совокупностью материальных и идеальных объектов 1 демонстрационные и раздаточные 2 визуальные, аудийные, аудиовизуальные 3 естественные и искусственные 4 реальные и виртуальные Средства, используемые для развития следующих видов деятельности детей вид деятельности ДО п.23.7 стр.1 51 п.23.8 , стр.1 51 предлагаемое оборудование оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое образные и дидактические игрушки, реальные предметная предметы и другое игровая игры, игрушки, игровое оборудование и другое коммуникатив дидактический материал, предметы, игрушки, ная видеофильмы и другое познавательно- натуральные предметы и оборудование для исследовательс исследования и образно-символический кая материал, в том числе макеты, плакаты, модели, экспериментир схемы и другое) ование чтение книги для детского чтения, в том числе художественно аудиокниги, иллюстративный материал й литературы трудовая оборудование и инвентарь для всех видов труда оборудование и материалы для лепки, продуктивная аппликации, рисования и конструирования детские музыкальные инструменты, музыкальная дидактический материал и другое Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно определяет средства воспитания и п.23. обучения, в том числе технические, соответствующие 9. материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, стр. оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые 152 для реализации Программы. Вариативность форм, методов и средств реализации п.23. Программы зависит не только от учета возрастных 10 особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых стр. двигательная образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе. При выборе форм, методов, средств реализации Программы педагоги учитывают субъектные проявления ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности. Выбор педагогами педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность. 152 п.23. 11 стр. 152 п.23. 12 стр. 152 Согласно ФГОС ДО педагог может использовать различные формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей: -в раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая деятельность (отобразительная и сюжетно - отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения). -в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет): игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительноконструктивная, дидактическая, подвижная и другие); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно познавательное, внеситуативно - личностное) и сверстниками (ситуативно - деловое, внеситуативно деловое); речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательноисследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Федеральной программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность. К основным направлениям поддержки детской инициативы в МБДОУ можно отнести постоянные и временные компоненты детской субкультуры, которые одновременно являются и средствами развития, и атрибутами пространства, помогающие дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социально мире: 1. Персональные выставки детского творчества – именные недели, в рамках которых презентуются реализованные творческие замыслы, собранные в отдельную экспозицию. 2. Демонстрации личных коллекций, оформляемых по самостоятельной инициативе воспитанников («Колокольчики», «Сувениры со всего мира», «Лего – человечки», «Чудо-пони»…) 3. Участие в проектной деятельности, публичное представление и защита результатов поиско-исследовательской или творческой деятельности. 4. Конкурсы чтецов – проявление желания продемонстрировать декламаторские и ораторские способности участникам образовательных отношений. 5.«Семейное древо», способствующее поддержанию связи ребенка с домом и позитивному эмоциональному настрою в течение дня. 6. «Уголки уединения» - это место, где ребёнок может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать.