2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов.
Формы получения образования
Группы полного
дня
Группы кратковременного
пребывания – 3 часа
Образовательные технологии
в МБДОУ
1
Дистанционные образовательные
технологии индивидуального
сопровождения семей
2
Технологии индивидуального
сопровождения детей с ОВЗ в
условиях вариативности моделей
совместного образования
3
Технологии альтернативной
дополнительной коммуникации
Данные технологие
для формирования единого
широко используются в
коммуникационного пространства
МБДОУ
для детей с вербальной и
невербальной речью
4
Технологии развивающего
обучения
5
Игровые технологии
6
Технологии исследовательской
деятельности
7
Здоровьесозидающие и
здоровьесберегающие технологии
Организационные технологии
В МБДОУ
1
Технологии совместного
(интегративного / инклюзивного)
образования
2
Технологии универсального
дизайна
Методы, используемые при
ФОП ДО
организации воспитания и обучения
ВОСПИТАНИЕ (п.23.6, стр.150)
ОБУЧЕНИЕ (п.23.6.1, стр. 150)
Вариативные очные
формы получения
образования
1
методы организации опыта
1
поведения и деятельности
(приучение к положительным
формам общественного
2
поведения, упражнение,
воспитывающие ситуации,
игровые методы)
2
методы осознания детьми
3
опыта поведения и
деятельности (рассказ на
моральные темы,
разъяснение норм и правил
поведения, чтение
художественной литературы,
этические беседы,
обсуждение поступков и
жизненных ситуаций, личный
пример)
3
методы мотивации опыта
поведения и деятельности
(поощрение, методы
развития эмоций, игры,
соревнования, проектные
методы)
4
5
традиционные методы
(словесные, наглядные,
практические)
методы, в основе
которых положен
характер
познавательной
деятельности детей
информационнорецептивный метод:
действия ребенка с
объектом изучения
организуются по
представляемой
информации
(распознающее
наблюдение,
рассматривание картин,
демонстрация кино- и
диафильмов, просмотр
компьютерных
презентаций, рассказы
педагога или детей,
чтение)
репродуктивный метод
предполагает создание
условий для
воспроизведения
представлений и
способов деятельности,
руководство их
выполнением
(упражнения на основе
образца педагога,
беседа, составление
рассказов с опорой на
предметную или
предметносхематическую модель)
метод проблемного
изложения
представляет собой
постановку проблемы и
раскрытие пути ее
решения в процессе
организации опытов,
наблюдений
6
эвристический метод:
(частично-поисковая)
проблемная задача
делится на части –
проблемы, в решении
которых принимают
участие дети
(применение
представлений в новых
условиях)
7
исследовательский
метод включает
составление и
предъявление
проблемных ситуаций,
ситуаций для
экспериментирования и
опытов (творческие
задания, опыты,
экспериментирование)
8
метод проектов широко применяется для решения задач
воспитания и обучения, способствует развитию у детей
исследовательской активности, познавательных интересов,
коммуникативных и творческих способностей, навыков
сотрудничества и другое
Педагог осуществляет выбор методов воспитания и обучения,
учитывая возрастные и личностные особенности детей,
педагогический потенциал каждого метода, условия его
применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует
возможные результаты. Для решения задач воспитания и
обучения целесообразно использовать комплекс методов
(п.23.6.2).
Средства для реализации Программы, представленные
ФОП
совокупностью материальных и идеальных объектов
1
демонстрационные и раздаточные
2
визуальные, аудийные, аудиовизуальные
3
естественные и искусственные
4
реальные и виртуальные
Средства, используемые для развития следующих видов
деятельности детей
вид
деятельности
ДО
п.23.7
стр.1
51
п.23.8
,
стр.1
51
предлагаемое оборудование
оборудование для ходьбы, бега, ползания,
лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое
образные и дидактические игрушки, реальные
предметная
предметы и другое
игровая
игры, игрушки, игровое оборудование и другое
коммуникатив дидактический материал, предметы, игрушки,
ная
видеофильмы и другое
познавательно- натуральные предметы и оборудование для
исследовательс исследования и образно-символический
кая
материал, в том числе макеты, плакаты, модели,
экспериментир схемы и другое)
ование
чтение
книги для детского чтения, в том числе
художественно аудиокниги, иллюстративный материал
й литературы
трудовая
оборудование и инвентарь для всех видов труда
оборудование и материалы для лепки,
продуктивная
аппликации, рисования и конструирования
детские музыкальные инструменты,
музыкальная
дидактический материал и другое
Дошкольное образовательное учреждение
самостоятельно определяет средства воспитания и
п.23.
обучения, в том числе технические, соответствующие
9.
материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, стр.
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые 152
для реализации Программы.
Вариативность форм, методов и средств реализации
п.23.
Программы зависит не только от учета возрастных
10
особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых
стр.
двигательная
образовательных потребностей, но и от личных
интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное
значение имеет признание приоритетной субъективной
позиции ребенка в образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации
Программы педагоги учитывают субъектные проявления
ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре;
избирательное отношение к социокультурным объектам
и разным видам деятельности; инициативность и
желание заниматься той или иной деятельностью;
самостоятельность в выборе и осуществлении
деятельности; творчество в интерпретации объектов
культуры и создании продуктов деятельности.
Выбор педагогами педагогически обоснованных форм,
методов, средств реализации Программы, адекватных
образовательным потребностям и предпочтениям
детей, их соотношение и интеграция при решении задач
воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.
152
п.23.
11
стр.
152
п.23.
12
стр.
152
Согласно ФГОС ДО педагог может использовать различные
формы реализации Федеральной программы в соответствии с
видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:
-в раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность
(орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и
другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и другие); ситуативно-деловое общение со взрослым и
эмоционально-практическое со сверстниками под руководством
взрослого; двигательная деятельность (основные движения,
общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая
деятельность (отобразительная и сюжетно - отобразительная игра,
игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи
взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
изобразительная деятельность (рисование, лепка) и
конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает
игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое);
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство,
музыкальноритмические движения).
-в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет): игровая деятельность
(сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская,
строительноконструктивная, дидактическая, подвижная и другие);
общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно познавательное, внеситуативно - личностное) и сверстниками
(ситуативно - деловое, внеситуативно деловое); речевая
деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная
диалогическая и монологическая речь); познавательноисследовательская деятельность и экспериментирование;
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и
замыслу ребёнка; двигательная деятельность (основные виды
движений, общеразвивающие и спортивные упражнения,
подвижные и элементы спортивных игр и другие); элементарная
трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно бытовой
труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная деятельность
(слушание и понимание музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов,
средств реализации Федеральной программы, адекватных
образовательным потребностям и предпочтениям детей, их
соотношение и интеграция при решении задач воспитания и
обучения обеспечивает их вариативность.
К основным направлениям поддержки детской инициативы в
МБДОУ можно отнести постоянные и временные компоненты
детской субкультуры, которые одновременно являются и
средствами развития, и атрибутами пространства, помогающие
дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и
возможности сверстников, освоить социальные роли и
взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего
мира и адаптироваться в социально мире:
1. Персональные выставки детского творчества – именные недели, в
рамках которых презентуются реализованные творческие замыслы,
собранные в отдельную экспозицию.
2. Демонстрации личных коллекций, оформляемых по
самостоятельной инициативе воспитанников («Колокольчики»,
«Сувениры со всего мира», «Лего – человечки», «Чудо-пони»…)
3. Участие в проектной деятельности, публичное представление и
защита результатов поиско-исследовательской или творческой
деятельности.
4. Конкурсы чтецов – проявление желания продемонстрировать
декламаторские и ораторские способности участникам
образовательных отношений.
5.«Семейное древо», способствующее поддержанию связи ребенка
с домом и позитивному эмоциональному настрою в течение дня.
6. «Уголки уединения» - это место, где ребёнок может успокоиться,
расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть
фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать.