Описание вариативных форм

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов.
Формы получения образования
Группы полного
дня
Группы кратковременного
пребывания – 3 часа
Образовательные технологии
в МБДОУ
1
Дистанционные образовательные
технологии индивидуального
сопровождения семей
2
Технологии индивидуального
сопровождения детей с ОВЗ в
условиях вариативности моделей
совместного образования
3
Технологии альтернативной
дополнительной коммуникации
Данные технологие
для формирования единого
широко используются в
коммуникационного пространства
МБДОУ
для детей с вербальной и
невербальной речью
4
Технологии развивающего
обучения
5
Игровые технологии
6
Технологии исследовательской
деятельности
7
Здоровьесозидающие и
здоровьесберегающие технологии
Организационные технологии
В МБДОУ
1
Технологии совместного
(интегративного / инклюзивного)
образования
2
Технологии универсального
дизайна
Методы, используемые при
ФОП ДО
организации воспитания и обучения
ВОСПИТАНИЕ (п.23.6, стр.150)
ОБУЧЕНИЕ (п.23.6.1, стр. 150)
Вариативные очные
формы получения
образования

1

методы организации опыта
1
поведения и деятельности
(приучение к положительным
формам общественного
2
поведения, упражнение,
воспитывающие ситуации,
игровые методы)

2

методы осознания детьми
3
опыта поведения и
деятельности (рассказ на
моральные темы,
разъяснение норм и правил
поведения, чтение
художественной литературы,
этические беседы,
обсуждение поступков и
жизненных ситуаций, личный
пример)

3

методы мотивации опыта
поведения и деятельности
(поощрение, методы
развития эмоций, игры,
соревнования, проектные
методы)

4

5

традиционные методы
(словесные, наглядные,
практические)
методы, в основе
которых положен
характер
познавательной
деятельности детей
информационнорецептивный метод:
действия ребенка с
объектом изучения
организуются по
представляемой
информации
(распознающее
наблюдение,
рассматривание картин,
демонстрация кино- и
диафильмов, просмотр
компьютерных
презентаций, рассказы
педагога или детей,
чтение)
репродуктивный метод
предполагает создание
условий для
воспроизведения
представлений и
способов деятельности,
руководство их
выполнением
(упражнения на основе
образца педагога,
беседа, составление
рассказов с опорой на
предметную или
предметносхематическую модель)
метод проблемного

изложения
представляет собой
постановку проблемы и
раскрытие пути ее
решения в процессе
организации опытов,
наблюдений
6
эвристический метод:
(частично-поисковая)
проблемная задача
делится на части –
проблемы, в решении
которых принимают
участие дети
(применение
представлений в новых
условиях)
7
исследовательский
метод включает
составление и
предъявление
проблемных ситуаций,
ситуаций для
экспериментирования и
опытов (творческие
задания, опыты,
экспериментирование)
8
метод проектов широко применяется для решения задач
воспитания и обучения, способствует развитию у детей
исследовательской активности, познавательных интересов,
коммуникативных и творческих способностей, навыков
сотрудничества и другое
Педагог осуществляет выбор методов воспитания и обучения,
учитывая возрастные и личностные особенности детей,
педагогический потенциал каждого метода, условия его
применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует
возможные результаты. Для решения задач воспитания и
обучения целесообразно использовать комплекс методов
(п.23.6.2).
Средства для реализации Программы, представленные
ФОП

совокупностью материальных и идеальных объектов
1
демонстрационные и раздаточные
2
визуальные, аудийные, аудиовизуальные
3
естественные и искусственные
4
реальные и виртуальные
Средства, используемые для развития следующих видов
деятельности детей
вид
деятельности

ДО
п.23.7
стр.1
51
п.23.8
,
стр.1
51

предлагаемое оборудование

оборудование для ходьбы, бега, ползания,
лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое
образные и дидактические игрушки, реальные
предметная
предметы и другое
игровая
игры, игрушки, игровое оборудование и другое
коммуникатив дидактический материал, предметы, игрушки,
ная
видеофильмы и другое
познавательно- натуральные предметы и оборудование для
исследовательс исследования и образно-символический
кая
материал, в том числе макеты, плакаты, модели,
экспериментир схемы и другое)
ование
чтение
книги для детского чтения, в том числе
художественно аудиокниги, иллюстративный материал
й литературы
трудовая
оборудование и инвентарь для всех видов труда
оборудование и материалы для лепки,
продуктивная
аппликации, рисования и конструирования
детские музыкальные инструменты,
музыкальная
дидактический материал и другое
Дошкольное образовательное учреждение
самостоятельно определяет средства воспитания и
п.23.
обучения, в том числе технические, соответствующие
9.
материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, стр.
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые 152
для реализации Программы.
Вариативность форм, методов и средств реализации
п.23.
Программы зависит не только от учета возрастных
10
особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых
стр.
двигательная

образовательных потребностей, но и от личных
интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное
значение имеет признание приоритетной субъективной
позиции ребенка в образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации
Программы педагоги учитывают субъектные проявления
ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре;
избирательное отношение к социокультурным объектам
и разным видам деятельности; инициативность и
желание заниматься той или иной деятельностью;
самостоятельность в выборе и осуществлении
деятельности; творчество в интерпретации объектов
культуры и создании продуктов деятельности.
Выбор педагогами педагогически обоснованных форм,
методов, средств реализации Программы, адекватных
образовательным потребностям и предпочтениям
детей, их соотношение и интеграция при решении задач
воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.

152

п.23.
11
стр.
152

п.23.
12
стр.
152

Согласно ФГОС ДО педагог может использовать различные
формы реализации Федеральной программы в соответствии с
видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:
-в раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность
(орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и
другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и другие); ситуативно-деловое общение со взрослым и
эмоционально-практическое со сверстниками под руководством
взрослого; двигательная деятельность (основные движения,
общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая
деятельность (отобразительная и сюжетно - отобразительная игра,
игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи
взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
изобразительная деятельность (рисование, лепка) и
конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает
игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое);
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство,
музыкальноритмические движения).
-в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет): игровая деятельность
(сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская,

строительноконструктивная, дидактическая, подвижная и другие);
общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно познавательное, внеситуативно - личностное) и сверстниками
(ситуативно - деловое, внеситуативно деловое); речевая
деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная
диалогическая и монологическая речь); познавательноисследовательская деятельность и экспериментирование;
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и
замыслу ребёнка; двигательная деятельность (основные виды
движений, общеразвивающие и спортивные упражнения,
подвижные и элементы спортивных игр и другие); элементарная
трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно бытовой
труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная деятельность
(слушание и понимание музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов,
средств реализации Федеральной программы, адекватных
образовательным потребностям и предпочтениям детей, их
соотношение и интеграция при решении задач воспитания и
обучения обеспечивает их вариативность.
К основным направлениям поддержки детской инициативы в
МБДОУ можно отнести постоянные и временные компоненты
детской субкультуры, которые одновременно являются и
средствами развития, и атрибутами пространства, помогающие
дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и
возможности сверстников, освоить социальные роли и
взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего
мира и адаптироваться в социально мире:
1. Персональные выставки детского творчества – именные недели, в
рамках которых презентуются реализованные творческие замыслы,
собранные в отдельную экспозицию.
2. Демонстрации личных коллекций, оформляемых по
самостоятельной инициативе воспитанников («Колокольчики»,
«Сувениры со всего мира», «Лего – человечки», «Чудо-пони»…)
3. Участие в проектной деятельности, публичное представление и
защита результатов поиско-исследовательской или творческой
деятельности.

4. Конкурсы чтецов – проявление желания продемонстрировать
декламаторские и ораторские способности участникам
образовательных отношений.
5.«Семейное древо», способствующее поддержанию связи ребенка
с домом и позитивному эмоциональному настрою в течение дня.
6. «Уголки уединения» - это место, где ребёнок может успокоиться,
расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть
фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».