содержание коррекционно-развивающей работы

Направления и задачи, содержание коррекционно-развивающей работы

КРР и (или) инклюзивное образование в МБДОУ направлено на обеспечение
коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей
с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в
освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей, социальной адаптации.
КРР объединяет комплекс мер по психологопедагогическому
сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое
обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно развивающих занятий,
а также мониторинг динамики их развития. КРР в МБДОУ осуществляют педагоги, педагогипсихологи, учителя-дефектологи, учителя логопеды и другие квалифицированные специалисты.
Задачи коррекционно – развивающей работы на уровне МБДОУ:
определение ООП обучающихся, в том числе с трудностями освоения Программы и
социализации в МБДОУ;
своевременное выявление обучающихся с трудностями социальной
адаптации,
обусловленными различными причинами;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической
помощи
обучающимся с учётом особенностей их психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии или психолого педагогического консилиума образовательной
организации (далее - ППК);
оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной
психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного
возраста;
содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию;
выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы;
реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению,
снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.
КРР
организуется: по обоснованному запросу педагогов и родителей (законных представителей); на
основании результатов психологической диагностики; на основании рекомендаций ППК.

2.4.1 Описание образовательной деятельности по профессиональной.
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений нарушений развития детей и /или инклюзивного образования
Коррекционно-развивающая работа и\или инклюзивное образование в МБДОУ
направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей
(целевыегруппы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание
им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
Содержание коррекционно-развивающей работы в МБДОУ включает следующие
блоки:
Этапы

Диагностическ
ая работа

Коррекционноразвивающая
работа

Консультативн
ая работа

Содержание деятельности

Инструментарий

-своевременное выявление детей, нуждающихся в
психолого-педагогическом сопровождении;
-раннюю (с первых дней пребывания обучающегося
в МБДОУ) диагностику отклонений в развитии и
анализ причин трудностей социальной адаптации;
-комплексный сбор сведений об обучающемся на
основании
диагностической
информации
от
специалистов разного профиля;
Выбор оптимальных для развития обучающегося
коррекционно-развивающих
программ/методик
психолого-педагогического
сопровождения
в
соответствии с его особыми (индивидуальными)
образовательными потребностями

Психолого-педагогическая диагностика

Разработку
рекомендаций
по
основным
направлениям
работы
с
обучающимся
с
трудностями в обучении и социализации, единых
для всех участников образовательных отношений;
Консультирование специалистами педагогов по
выбору индивидуально ориентированных методов и
приемов работы с обучающимся;
Консультативную помощь семье в вопросах
выбора оптимальной стратегии воспитания и
приемов коррекционно-развивающей работы с

Разработка рекомендаций
Консультации специалистами педагогов
Консультации в помощь семье

наглядные ; словесные, практические

ребенком
Различные формы просветительской деятельности лекции, беседы, информационные стенды,
направленные
на
разъяснение
участникам печатные материалы, электронные ресурсы
образовательных отношений — обучающимся (в Проведение тематических выступлений,
доступной для дошкольного возраста форме), их онлайн-консультаций
родителям
(законным
представителям),
педагогическим
работникам
—
вопросов,
связанных с особенностями образовательного
процесса
и
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ,
трудностями в обучении и социализации;
для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических
особенностей
различных категорий обучающихся, в том числе с
ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.
Реализация коррекционно развивающей работы с детьми: ОВЗ и детьми-инвалидами,одаренными
детьми, с билингвальными воспитанниками, детьми мигрантов, обучающихся «группы риска»- девиации
развития и поведения
Реализация
КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами Согласно
нозологических
групп
КРР
с должна
предусматривать
предупреждение осуществляется в соответствии ООП
обучающимися
вторичных биологических и социальных отклонений МБДОУ (на основе ФОП ДО) или АОП
с
ОВЗ
и в
развитии,
затрудняющих образование и МБДОУ
прописанной
на
основе
детьмисоциализацию обучающихся, коррекцию нарушений Федеральной
адаптированной
инвалидами
психического и физического развития средствами образовательной программой МБДОУ
коррекционной
педагогики,
специальной (далее ФАОП ДО) с последующим
психологии и медицины; формирование у созданием
индивидуального
обучающихся
механизмов
компенсации образовательного маршрута дошкольника.
дефицитарных
функций,
не
поддающихся
коррекции, в том числе с использования
ассистивных технологий.
Информационн
опросветительск
ая работа

Направленност
ь
коррекционноразвивающей
работы
с
одаренными
обучающимися

Направленност
ь
КРР
с
билингвальны
ми
воспитанникам
и,
детьми
мигрантов,
испытывающи
ми трудности с
пониманием
государственно
го языка РФ

Определение вида одаренности, интеллектуальных и
личностных
особенностей
детей,
прогноз
возможных проблем и потенциала развития:
вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс и установление с ними
отношений сотрудничества как обязательного
условия поддержки и развития одаренного ребёнка,
как в МБДОУ, так и в условиях семенного
воспитания;
создание атмосферы доброжелательности, заботы
и уважения по отношению к ребёнку, обстановки,
формирующей у ребёнка чувство собственной
значимости,
поощряющей
проявление
его
индивидуальности;
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка,
развитие его индивидуальных способностей и
творческого потенциала как субъекта отношений с
людьми, миром и самим собой;
формирование коммуникативных навыков и
развитие эмоциональной устойчивости;
организация
предметно-развивающей,
обогащённой образовательной среды в условиях
МБДОУ, благоприятную для развития различных
видов способностей и одаренности.
Развитие
коммуникативных
навыков,
формирование чувствительности к сверстнику, его
эмоциональному
состоянию,
намерениям
и
желаниям;
формирование уверенного поведения и социальной
успешности;
коррекцию
деструктивных
эмоциональных
состояний, возникающих вследствие попадания в
новую языковую и культурную среду (тревога,
неуверенность, агрессия);
создание атмосферы доброжелательности, заботы и
уважения по отношению к ребенку.

Включение ребенка в программу КРР,
определение индивидуального маршрута
психологопедагогического
сопровождения осуществляется на основе
заключения
ППК
по
результатам
психологической
и
педагогической
диагностики.

Работу по социализации и языковой
адаптации детей иностранных граждан,
обучающихся
в
организациях,
реализующих программы ДО в РФ,
организуется с учетом особенностей
социальной ситуации каждого ребенка
персонально.
В
случаях
выраженных
проблем
социализации, личностного развития и
общей
дезадаптации
ребенка,
его
включение в программу КРР может быть
осуществлено на основе заключения ППК
по
результатам
психологической
диагностики или по запросу родителей
(законных представителей) ребенка через
создания
для
дошкольника
индивидуального
образовательного
маршрута

Направленност
ь
КРР
с
воспитанникам
и, имеющими
девиации
развития
и
поведения*

Коррекция/ развитие социально-коммуникативной,
личностной, эмоционально-волевой сферы;
помощь в решении поведенческих проблем;
формирование адекватных, социально-приемлемых
способов поведения;
развитие рефлексивных способностей;
совершенствование способов саморегуляции.

Включение ребенка из «группы риска» в
программу
КРР,
определение
индивидуального маршрута психологопедагогического
сопровождения
осуществляется на основе заключения
ППК по результатам психологической
диагностики или по обоснованному
запросу педагога/родителей (законных
представителей).

*К целевой группе обучающихся «группы риска» могут быть отнесены дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем;
эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий); поведенческие проблемы (грубость,
агрессия, обман); проблемы неврологического характера (потеря аппетита); проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя
чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве); проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость
навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).

2.4.1.1.Специальные условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» и ФГОС ДО,
квалификационная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ОВЗ может осуществляться в форме инклюзивного образования. Для коррекционной работы с
детьми с ОВЗ, осваивающими основную программу совместно с другими детьми, в группе
создаются специальные
условия в соответствии с перечнем и планом реализации
индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий. Для них разработаны
индивидуальные маршруты развития. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками
предполагает чёткую организацию пребывания детей в МБДОУ, правильное распределение
нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе узких специалистов и
воспитателя. Тесная взаимосвязь специалистов в нашем детском саду прослеживается при
совместном планировании работы, при правильном и чётком распределении задач каждого
участника коррекционно- образовательного процесса, при осуществлении преемственности в
работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям. Учителя-логопеды, педагогпсихолог являются организаторами и координаторами коррекционно-развивающей работы.
Для полноценного обучения и воспитания детей с ОВЗ в МБДОУ имеется кабинет учителя –
логопеда и педагога - психолога. Также в МБДОУ организована работа логопедического
кабинета для оказания коррекционной помощи для детей 2-7 лет, имеющим речевые
особенности развития. Организация работы логопедического кабинета строится по следующей
схеме:
1-е две недели сентября – обследование детей общеобразовательных групп МБДОУ,
заполнение речевых карт, оформление документации.
4-я неделя декабря, 1-я неделя января – каникулы.
последние две недели мая – итоговое обследование детей.
Форма организации образовательной деятельности: подгрупповая; индивидуальная.

2.4.1.2. Механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ

Образовательная деятельность учителей-логопедов, педагога-психолога строятся с
учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же решаемых в
процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
Педагог-психолог проводит релаксацию, учит детей управлять эмоциональным
настроем, формирует благоприятный микроклимат, оказывает помощь детям в адаптации к
детскому саду, определяет готовность дошкольников к обучению в школе.
Учитель – логопед проводит занятия по развитию всех компонентов речи и навыков
грамматического конструирования связанной диалогической и монологической речи.
В основе КРР, осуществляемой в МБДОУ, лежит, прежде всего, принцип
комплексности, он представляет собой взаимодействие различных
специалистов в
диагностической работе и в реализации коррекционного процесса. На основании этого
принципа достигается конечный результат коррекционного воздействия: преодоление речевых
нарушений путём развития речевой функциональной системы и неречевых психических
функций. Коррекционная направленность обучения способствует максимальному погружению
ребенка в активную речевую среду, позволяет скорректировать двигательные функции,
эмоциональный тонус, улучшить мотивацию познавательной деятельности, дает возможность
сформировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап
самоконтроля и самооценки.
В соответствии с планом коррекционных мероприятий с ребенком проводятся:
• воспитателями группы индивидуальные занятия и игры (ежедневно);

• педагогом – психологом индивидуальные занятия (по результатам обследования);
учителем – логопедом индивидуальные занятия (по результатам обследования);
• музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре индивидуальная
работа в ходе ОД с группой.

2.4.1.3.Использование специальных образовательных программ и методов,
специальных методических пособий и дидактических материалов
Образовательные программы, технологии и методические пособия:
Н.В. Нищева «Примерная адаптированная образовательная программа для детей с
тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет», изд.3, СПБ» Детсвопрнесс», 2015г.
Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина Коррекция нарушений
речи, Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей
с нарушением речи / -5-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 207 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием», М., 1993 Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», С-П., «Детство-пресс», 2005

2.4.1.4. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами согласно
нозологическим группам осуществляется в соответствии с АОП ДО:
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
Для каждого воспитанника с ОВЗ в группе после проведения педагогической
диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей
работы разрабатывается индивидуальный план, определяется индивидуальный
образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы
деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка

2.4.2.
Описание
образовательной
деятельности
по
психологопедагогическому сопровождению детей различных категорий целевых групп
обучающихся в соответствии с ФОП
В образовательной практике определяются нижеследующие категории целевых групп
обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в
программы психолого-педагогического сопровождения:
1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
2) обучающиеся с ООП:
с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на
основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в
том числе часто болеющие дети);
часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми
респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными
состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении МБДОУ;
обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ,
развитии, социальной адаптации;
одаренные обучающиеся;
3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные
таковыми в нормативно установленном порядке;
4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные,
беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно
установленном порядке;
5) обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска
негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая
(завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
КРР строится дифференцированно в зависимости от имеющихся у обучающихся
дисфункций и особенностей развития (в познавательной, речевой, эмоциональной,
коммуникативной, регулятивной сферах) и должна предусматривать индивидуализацию
психолого-педагогического
сопровождения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».