Содержание деятельности в рамках перехода от видов деятельности до культурных практик

Содержание деятельности в рамках перехода от видов деятельности до культурных практик

Образовательная
область
Культурные
практики
Социальнокоммуникативное
развитие:
Духовнонравственная
культурная практика
Культурная
практика
безопасности
жизнедеятельности
Культурная
практика
самообслуживания и
общественно
полезного труда
Культурная
практика игры и
общения

Направленность
содержания

Познавательное
развитие:
Культурная
практика познания
Культурная
практика
конструирования
Сенсомоторная
культурная практика

Направлено на
формирование
познавательных действий,
становление
сознания;
развитие воображения и
творческой
активности;
формирование первичных
представлений о себе,
других людях, объектах
окружающего
мира,
о
свойствах и отношениях
объектов
окружающего
мира
(форме,
цвете,
размере,
материале,
звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и
целом, пространстве и
времени,
движении
и
покое,
причинах
и
следствиях и др.), о малой
родине
и
Отечестве,
представлений
о
социокультурных
ценностях нашего народа,
об
отечественных
традициях и праздниках, о

Направлено на
усвоение
норм
и
ценностей, принятых в
обществе,
включая
моральные и нравственные
ценности;
развитие
общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий;
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта, эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование готовности
к совместной деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного отношения
и чувства принадлежности
к своей семье и к
сообществу
детей
и
взрослых в организации;
формирование позитивных
установок к различным
видам труда и творчества;
формирование
основ
безопасного поведения в
быту, социуме, природе

Средства, формы, методы

Духовно-нравственная культурная практика
средства: культурные практики дошкольного детства, общение в сообществах, игровая
деятельность, чтение художественной литературы, познавательная деятельность;
формы: ситуации повседневной жизни, занятия, самостоятельная деятельность детей, праздники и
досуговые мероприятия, экскурсии и целевые прогулки; кружковая работа; музейная деятельность
детского сада;
методы: поискового диалога; практического дела; социокультурного тренинга; метод
проектов.
Культурная практика безопасности жизнедеятельности
средства: общение в сообществах, игровая деятельность, чтение художественной литературы,
познавательная
деятельность;
Экспериментирование,
Моделирование
Информационнокоммуникационные средства
формы: образовательно-развивающие ситуации в
процессе разных видов детских
деятельностей (игры, конструирования, познания, исследования окружающего мира, двигательной
деятельности, общения с другими), Ситуативно-ролевые игры, Творческие игры, Лэпбуки, квест-игры и
Ребусы по правилам дорожного движения, Детско-взрослые проекты
Методы: метод прогнозирования ситуации, метод моделирования жизненно значимой
ситуации, Мнемо- таблицы, Алгоритмы, Детские инструкции
Культурная практика самообслуживания и общественно полезного труда
(самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд)
средства: собственная трудовая деятельность детей, ознакомление с трудом взрослых,
художественные средства; образцы выполнения действий; демонстрация трудовых действий;
формы: различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые), организация
совместной деятельности взрослых и детей, поручения, дежурства, коллективный труд, создание
проблемной ситуации, привлечение интереса к теме через проведение тематической беседы;
методы: метод показа, метод практического действия (упражнения), метод общего
напоминания, игровой метод, художественная литература
Культурная практика игры и общения
формы:
специально
обучающие
игры
(показы-инсценировки,
разнообразные
театрализованные игры; игры занятия, рекомендованные Р.И. Жуковской; сюжетно-дидактические и
сюжетно-подвижные и музыкальные игры), игра воспитателя с детьми, когда участие педагога может
быть длительным или фрагментарным; тематические беседы экскурсии игры-импровизации с
разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки постановки
спектаклей по одному или нескольким произведениям; дидактические игры в соответствии с
содержанием образовательной работы по соответствующим областям совместных с педагогом
сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей; коммуникативные игры;
самостоятельная
деятельность
сопровождается
организацией
педагогической
поддержки
самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также
организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных;
методы: планомерное обогащение жизненного опыта детей; совместные обучающие игры
педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений; своевременное
изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; активизирующее
общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное
применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни
Культурная практика познания
средства: событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и
взрослых, ориентированное на проявление у детей самостоятельности и творчества в познавательной
деятельности культурные способы получения событийного опыта как в режимных моментах, так и в
самостоятельной деятельности детей ,культурные способы получения событийного опыта в режимных
моментах, самостоятельной деятельности детей, игровая деятельность, чтение художественной
литературы наглядные, информационные средства
формы: занятия и экскурсии; подгрупповые занятия и организация самостоятельной
деятельности детей; конкурсы детско-родительского творчества (традиционно), организация
подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно); проектная деятельность детей и взрослых;
тематические альбомы, лепбуки; исследовательская деятельность; познание особенностей Уральского
региона через ценностные ориентиры («Семья», «Здоровье», «Труд и творчество», «Социальная
солидарность»); опыты, эксперименты, проблемные ситуации, творческие мастерские;
методы: наглядно-практические, сериации и классификации (традиционные), формирования
ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные), словесные и
практические игровой (прием аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, увеличениеуменьшение, «матрешки», «наоборот», обращения вреда в пользу); метод фокальных объектов,
усовершенствования игрушки, развития творческого мышления и творческого конструирования;
диалоговые методы и методы экспериментирования; методы проблематизации, мозгового штурма,
развития творческого воображения.
Культурная практика конструирования
формы: развивающие образовательные ситуации; специальные конструируемые
образовательные ценностно-развивающие ситуации через ценностные ориентиры («Семья»,
«Здоровье», «Труд и творчество», «Социальная солидарность»); - образовательное предложение для
целой группы детей (занятия); выполнение индивидуальных поделок; работа в парах над созданием
общей конструкции; в микрогруппах, каждая из которых выполняет свою часть работы по созданию

планете Земля как общем
доме
людей,
об
особенностях ее природы,
многообразии стран
и
народов мира

Речевое развитие:
Речевая культурная
практика
Культурная
практика
литературного
детского творчества

владение
средством
культуры

Включает
речью
как
общения
и

единой коллективной композиции.
методы: Наглядные: показ настольного театра; подробный показ взрослым всех этапов
изготовления поделки; показ взрослым отдельных этапов выполнения поделки в сочетании с речевой
инструкцией и опорой на рисунки-схемы этапов;
Словесные: сказка-история, рассказанная взрослым от лица сказочного персонажа или от
собственного лица; беседа-диалог по развивающим вопросам (наводящим, уточняющим,
обобщающим); художественное слово (стихотворение, загадка, пословица); речевая инструкция
взрослого; музыкальное сопровождение;
Практические: воспроизведение поделки с опорой только на схемы, чертежи этапов
изготовления; анализ и синтез; проблемная ситуация; игровое упражнение; анализ и обыгрывание
готовых детских работ;
Игровые: разыгрывание сценки с героями настольного театра, куклами би-ба-бо; пояснение
от лица кукольных, сказочных персонажей мотива предстоящей деятельности, советы, подсказки,
оценка детски работ;
Сенсомоторная культурная практика
средства: - общение (взрослый партнер и советник, фасилитатор общения);
- ППРС (игровые панели (напольные, настольные, настенные, для рук, для ног…), подбор
заданий на совершенствование органов чувств, мнемотаблицы, алгоритмы, схемы и матрицы. Круги
Луриа. Картотеки развивающих игр и упражнений, пальчиковых игротренингов для графомоторной
координации. Конструкторы «Лего», «Тико» и др. разной тематики; элементы атрибутов для
художественно-изобразительного, музыкально-театрального и литературного творчества, оборудование
для экспериментальной деятельности);
- труд (атрибуты, инструменты, материалы для индивидуального и совместного труда);
- поддержка инициативы и самостоятельности
- элементарные опыты, проекты с презентациями
- результативный труд
формы: игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная и художественнотворческая деятельность; создание дизайн-объектов определенной формы, цвета, величины, пропорций
по образцу, по условиям, по замыслу с использованием различных материалов, оборудования,
инструментов и техник, в том числе используя собственное тело (руки, ноги, голос) для создания и
передачи выразительного образа.
методы: аналогии с помощью иллюстративного материала; сравнение; систематизации,
отождествлении внешних свойств и внутренних качеств предметовс основными сенсорными эталонами
и их разновидностями; поощрение за результат
Речевая культурная практика (Развитие словаря; Формирование грамматической
стороны речи; Воспитание звуковой культуры речи; Формирование разговорной
(диалогической) речи; Обучение рассказыванию (монологической речи); Подготовка детей к
обучению грамоте)
средства: сценарии активизирующего общения, речевая развивающая среда; общение
взрослых и детей; обучение родной речи и языку на специально организованной образовательной
деятельности; художественная литература; различные виды искусства (изобразительное, музыка,
театр).
формы: игровые обучающие ситуации: ситуации-проблемы, ситуации-оценки (игрыпутешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации). Образовательные ситуации НОД;
образовательные ситуации сопровождения в процессе режимных моментов; ситуации общения в
разных видах деятельности; совместные словесные и дидактические игры. Игровые обучающие
ситуации; образовательные ситуации сопровождения в литературном центре активности и центре
художественно-творческой деятельности; образовательные ситуации поддержки в самостоятельной
деятельности; ситуации общения в процессе подготовки и проведения игр-драматизаций, режиссерских
и театрализованных игр, показе спектаклей посредством различных видов театров. Образовательная
ситуация поддержки; ситуации общения.
Методы: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме,
образец рассказа, анализ образца рассказа, составление плана рассказа, анализ плана монолога,
рассказы по плану; составление диафильмов; совместное рассказывание, коллективное составление
рассказа; составление рассказа подгруппами – «командами»; составление рассказа по частям.
Сочинение рассказов по аналогии; придумывание окончания к рассказу (описательному или
повествовательному); придумывание продолжения и окончания к рассказу; сочинение рассказа или
сказки по плану или по схеме; сочинение сюжетного рассказа по игрушкам; сочинение рассказа на
тему; сочинение рассказа по пословице; сочинение загадок; сочинения с использованием методов
теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методы внешней педагогической оценки: анализоценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ – самооценка.
Методы сущностной оценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных умений
детей.
Культурная практика литературного детского творчества
средства: специальные конструируемые образовательные ценностные ситуации для
организации «встречи» детей с ценностным миром устного народного творчества народов Среднего
Урала, авторскими произведениями уральских писателей; выделение в художественных произведениях
средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений) и их активное использование в
специальных игровых упражнениях и собственной речи; групповое обсуждение поступков, поведения
персонажей литературных произведений, реальных поступков самих детей; драматизация и
театрализация по литературным произведениям и обсуждение прочитанного, увиденного с ценностной
точки зрения; разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной
жизненной ситуации, разбор конфликтных ситуаций
формы: создание и/или просмотр мультфильмов, видеофильмов, разучивание и/или
обыгрывание стихотворений, литературная квест-игра, лэпбук, чтение по ролям. Фольклор (народное

Художественноэстетическое
развитие:
Культурная
практика
изобразительного
детского творчества
Культурная
практика
музыкального
детского творчества
Культурная
практика
театрализации

Предполагает
развитие
предпосылок ценностносмыслового восприятия и
понимания произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного),
мира
природы;
становление
эстетического отношения к
окружающему миру

творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем): песенки, потешки, прибаутки,
считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, заклички, пестушки. Народные и авторские
сказки, стихи, рассказы, Беседа о писателях, утренники, вечера досуга, посвященные творчеству
писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по
произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей)
методы: метод «словесного рисования»; Метод «Моделирование сказки, истории»; Метод
«Пиктографические изображения»; Метод «Заканчиваем сказку, историю»; Метод «Изменение конца
сказки, истории»; Метод «Сказка наизнанку»; Сторителлинг (сказительство); Метод составления сказок
«Каталог»; Метод Луллия
Культурная практика изобразительного детского творчества
средства: совместная деятельность взрослого с детьми (изобразительная деятельность,
детское изобразительное творчество) Коллективная изобразительная
формы: 1.Совместно-индивидуальная.
2.Совместно-последовательная.
3.Совместно-взаимодействующая.
Изготовление художественных панно и макетов; выполнение подарочных плакатов;
изготовление атрибутов к совместным играм; иллюстрирование сказок и рассказов; художественное
оформление выставок;
изготовление костюмов, театральных декораций
методы: Работа по образцам; Работа с незавершенным продуктом; Работа по графическим
схемам; Работа по словесному описанию
Культурная практика музыкального детского творчества
формы: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, свободная
самостоятельная деятельности самих детей; музыкально-игровая, музыкально-театрализованная,
музыкально-сочинительская деятельности
средства: специальные конструируемые образовательные ценностные ситуации и
«концентрированное» их проживания (модель становления и развития ценностных ориентаций,
освоения ценностей детьми («Семья», «Здоровье», «Труд и творчество», «Социальная солидарность»)
посредством специально подобранных произведений музыкального искусства);
образовательно-развивающие ситуации различных форм музыкально-исполнительской
деятельности, проведение совместной рефлексии с детьми значимых событий происходящих с героями
музыкального произведения;
творческие задания, сказочные сюжеты; режиссерские игры, игры-фантазии, игры с
правилами, игры-драматизации, музыкально-двигательная импровизация, музыкально-дидактические
игры, пластические этюды, разные виды театров, использование наглядности, аудиовизуальных видов
искусства;
традиции музыкальной «атмосферы» в детском саду («Музыкальные вечера», «Музыкальные
гостиные, «Праздник Частушки», «Битва хоров» и др.);
проектирование музыкально-творческой среды развития дошкольников (разнообразным и
богатым предметным и информационным наполнением);
методы: методы и приемы, стимулирующие формирование индивидуальной ценностной
позиции, активной поведенческой позиции и создании ситуаций успеха каждого обучающегося в
образовательном процессе: методы пластического моделирования (фантазирования), сопровождаемого
идеомоторной деятельностью, приемы «активного слушания»;
музыкально-дидактическая игра «Камерный оркестр», педагогические приемы «Умышленная
ошибка», метода «размышления о музыке», система ассоциативных игр;
прием сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными, задания на
установление ассоциативных связей; метод пластического моделирования, сопровождаемый
идеомоторной деятельностью;
методы музыкального обобщения, музыкального размышления, создания художественного
контекста, игры «Темы героев сказок», «Волшебное озеро»; приемы временной, пространственной и
содержательной синхронизации образовательных проекций, дополнительного конструирования
незаконченной образовательной модели (А.С.Белкин), «музыкальных секретов» (Н.Г.Тагильцева),
«несуразиц» (В.К.Белобородова).
Культурная практика театрализации
средства: игровые, познавательные образовательно-развивающие ситуации, несущие ценное
содержание в привлекательной для детей форме, с помощью культурно-смысловых контекстов,
служащих своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей
(модель становления и развития ценностных ориентаций, освоения ценностей детьми («Семья»,
«Здоровье», «Труд и творчество», «Социальная солидарность»), игровые мотивационные ситуации;
народные сказки, пословицы, поговорки, потешки, сказки народов Среднего Урала; разыгрывание
стихов, песен, потешек, мини-сценок, сказок, басен, владение куклой, игрушкой всеми доступными
видами театров (би-ба-бо, теневой, театра игрушки, плоскостной, пальчиковой и др.); аудио,
видеозаписи, электронные презентации; игровая сюжетная ситуация; дидактические игры; игрыимитации, игры-драматизации, игры-импровизации; упражнения на парное взаимодействие партнеровисполнителей (один ведущий, другой ведомый); на координацию действий партнеров; на освоение
действий с воображаемыми предметами; образно-пластические композиции, передающие развернутый
сюжет; творческие задания на построение образно-пластических композиций с заданным словесным
сюжетом (персонажи, последовательность событий, концовка);
формы: коллективная партнерская образовательная деятельность детей и взрослых, в том
числе в организованных формах обучения (театрализованные общеразвивающие игры, занятия,
праздники, развлечения), индивидуальная деятельность ребенка.
методы: показ (используется при первичном знакомстве с образом эстетической
действительности), наблюдение, объяснение, анализ, упражнение, метод поисковых ситуаций пример
взрослого

Физическое
развиnие:
Культурная
практика здоровья
Двигательная
культурная практика

Направлено на становление
целенаправленности
и
саморегуляции
в
двигательной
сфере;
становление
ценностей
здорового образа жизни,
овладение
его
элементарными нормами и
правилами (в питании,
двигательном
режиме,
закаливании,
при
формировании полезных
привычек и др.)

Программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей,
мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, развитию
физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ароматерапия,
витаминизация пищевого рациона;
физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки
и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая,
дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), подвижные игры, специально
организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой,
своевременное развитие основ двигательных навыков), массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинг,
игровые, песенные, танцевальные импровизации; развивающие тематические карточки для
самостоятельной работы ребенка (детей); игровые, исследовательские, творческие проекты
создание взрослыми разнообразной предметно-пространственной среды (при активном
участии, и инициировании самих детей), обеспечивающей для них широкий выбор двигательной
активности ребенка, соответствующей их интересам

Центральным компонентом реализации ОП ДО «СамоЦвет» является «Технология развития
ценностных ориентаций детей дошкольного возраста». Одна из значимых задач реализации
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена
на создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с окружающим миром. На фоне эмоционального благополучия
детей дошкольного возраста и системы положительного отношения к себе, другим людям, к миру в
дошкольной образовательной организации должны быть обеспечены условия для полноценного
развития личности ребенка во всех пяти образовательных областях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».