СОДЕРЖАНИЕ Введение Паспорт Программы развития Раздел 1. Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ в рамках реализации Программы развития 2017-2022 г.г. 1.1. Анализ состояния образовательной деятельности детского сада 1.2. Анализ кадрового состава 1.3. Анализ сотрудничества семьи с воспитанниками 1.4. Анализ материально-технического обеспечения 1.5. Анализ организации сетевого взаимодействия Раздел 2. Концепция развития МБДОУ 2.1. Ключевые приоритеты государственной политики в сфере образования 2.2. Стратегическая цель и миссия МБДОУ Раздел 3. Стратегия и тактика реализации Программы Раздел 4. Показатели эффективности Программы развития Раздел 5. Финансовое обеспечение реализации Программы развития 3 3 7 8 9 10 11 12 14 14 14 17 22 24 2 Введение Проблемный анализ состояния и тенденций развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 41 (далее по тексту – МБДОУ) в рамках Программы развития на период 2017-2022 годов показывает эффективные результаты ее реализации. Вместе с тем возникает необходимость разработки нового документа, определяющего дальнейшую стратегию развития учреждения. Программа развития МБДОУ (далее – Программа) представляет собой нормативно- управленческий документ, в котором: - определены стратегические направления развития образовательной организации на период до 2026г. - предусматривается создание в образовательной организации условий и реализация комплекса мероприятий, необходимых для достижения целей государственной политики в сфере дошкольного образования. Программа разработана на основе анализа результатов деятельности МБДОУ в период 2017- 2022 годов, с учетом: а) специфики контингента детей; б) потребностей родителей в образовательных услугах; в) современных требований к системе дошкольного образования; г) экономических механизмов функционирования и развития дошкольной организации. Наименование Программы Основания для разработки Программы Паспорт Программы развития Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 41 (далее – МБДОУ) на период с 2022 – 2026 годы (далее – Программа). - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; - Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ; - Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (сроки реализации 2018-2025); - Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; - Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018 г. № 204; 3 - Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 21.07.2020 года; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р.; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 12.2017 N 1642 (ред. От 12.03.2020); - Профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Минтруда от 18.10.2013г. № 554н.; - Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 г. № 900-ПП); - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30 марта 2018 года N 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Протокол заседания президиума Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области от 27.02.2019 № 4 (паспорт регионального проекта «Образование»); - Протокол заседания президиума Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области от 27.02.2019 № 4 (паспорт регионального проекта «Демография»); - Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»; - Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 г. № 588-ПП «Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года, утвержденный решением Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 года № 12/81; - Муниципальная программа «Развитие системы общего 4 Финансовое обеспечение Программы образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2016–2025 годы» Постановление Администрации города Екатеринбурга от 15.06.2016 № 1188 (с изменениями). Источник финансирования Источник финансирования. Бюджетные средства, в том числе: Федеральный бюджет Региональный бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные средства ИТОГО Тыс.руб. 0 0 250 295 545 Общие затраты Общие затраты. Общие затраты На разработку Программы На реализацию Программы ИТОГО Сумма тыс.руб. 0 545 545 Целевые группы Воспитанники, родители (законные представители), педагоги МБДОУ Цель и задачи Цель программы: Совершенствование образовательного Программы пространства ДОУ, обеспечивающего успешное развитие развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для реализации проекта по музейной педагогике, направленного на выявление и поддержку способностей дошкольников. 2.Разработать и реализовать план управленческих мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. 3. Реализовать комплекс мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей воспитанников. 4.Совершенствовать ресурсное обеспечение образовательного процесса через моделирование развивающей предметно- пространственной среды, направленной на развитие способностей дошкольников. Сроки реализации Программа развития реализуется в период 2022 – 2026 Программы уч.гг. Направления Проект «От профессионализма к повышению качества Программы образования». (проекты) Цель проекта: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах выбора форм, методов и педагогических технологий организации образовательной деятельности с детьми дошкольного 5 Ожидаемые итоговые результаты реализации Программы показатели эффективности возраста для повышения качества образовательных результатов Проект «Музейный бум в МБДОУ» Цель проекта: создание условий для формирования профессиональных компетенций по организации музейнопедагогической деятельности в МБДОУ. Проект «FamilyClub» Цель проекта: создание условий для реализации педагогической поддержки и методической помощи родителям воспитанников. Создана образовательная среда, способствующая развитию творческих, познавательных способностей детей дошкольного возраста, поддержке их инициативы и самостоятельности. и В образовательный процесс внедрены современные педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих и познавательных способностей воспитанников. 70% педагогов используют информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Увеличена доля воспитанников-участников и победителей в конкурсах до 30 %. Расширен перечень платных образовательных услуг за счет реализации дополнительных образовательных программ. Повышение музейной культуры у родителей, семейные посещения музеев. Увеличена доля детей, получающих дополнительные образовательные услуги, до 60% от общего числа воспитанников МБДОУ. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в применении технологии музейной педагогики. Повышение профессиональной компетентности педагогов: - 100% педагогов и руководителей МБДОУ прошли повышение квалификации; - 100% педагогов представляют профессиональный опыт педагогической общественности в рамках семинаров, практикумов, мастер-классов, в профессиональных изданиях. Повышение устойчивого интереса у детей дошкольного возраста в музейной культуре, развитие личностных качеств дошкольников на основе патриотизма. Обновлена материально-техническая база за счет 6 Система организации контроля бюджетных и внебюджетных средств: - педагоги и дети обеспечены дидактическими материалами и игровыми пособиями в соответствии с внедряемыми образовательными технологиями; - сформирована образовательная медиатека для детей, педагогов и родителей, электронные банки методических пособий и дидактических материалов4 -созданы мини-музеи в МБДОУ. Общий контроль исполнения Программы развития МБДОУ осуществляет заведующий и Педагогический совет. Текущий контроль и координацию работы по программе осуществляет заведующий. Раздел 1.Проблемно –ориентированный анализ деятельности МБДОУ в рамках реализации Программы развития 2017-2022 г.г. Программа развития МБДОУ – детский сад № 41 на 2017-2022г.г. реализована в полном объеме. Созданы образовательные отношения и здоровьеформирующие условия в ДОУ, способствующие полноценному развитию и социализации дошкольника Результаты мониторинга качества образования, проведенного по заказу Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, подтверждают положительную оценку работы ДОУ: - интегральное значение в части показателей, характеризующих критерий «Комфортность условий предоставления услуг», составило 99 баллов; - интегральное значение в части показателей, характеризующих критерий «Доброжелательность, вежливость работников организации», составило 98,6 балла; - интегральное значение в части показателей, характеризующих критерий «Удовлетворенность условиями оказания услуг», составило 98,2 баллов. Анализ результатов реализации Программы развития 2017-2022г.г показал: - наличие запроса родителей (законных представителей) об открытии дополнительных образовательных (более 60% родителей); - 60% педагогов не владеют ИКТ; - необходимость дальнейшего обновления развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающей развитие творческих и интеллектуально-познавательных способностей дошкольников. 7 1.1. Анализ состояния образовательной деятельности детского сада Актуальное состояние. В детском саду реализуется основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее по тексту – ООП ОП ДО). Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Программа реализуется не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Количество дополнительных общеразвивающих программ в детском саду: 6 общая численность детей, посещающих дополнительные общеразвивающие услуги – 48 воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет. Направленность дополнительных общеразвивающих программ: художественная – 5 услуг, посещают 21% детей; социально-педагогическая- 1 услуга, посещает 10% детей услуги. Наблюдается стабильная положительная динамика востребованности дополнительного образования, что способствует удовлетворению и развитию индивидуальных способностей воспитанников. Сохраняется тенденция предпочтения родителями воспитанников выбора дополнительных образовательных услуг художественной направленности. Проблемное поле. Образовательная деятельность, целью которой является творческое и интеллектуальное развитие детей, требует создания мотивирующей образовательной среды, как инструмента эффективного взаимодействия детей и взрослых. Маломобильная предметная развивающая среда препятствует развитию инициативности и активной субъектной позиции ребенка. Внедряемые технологии по творческому и интеллектуальному развитию не могут быть реализованы в полной мере без изменения предметно-пространственной и социальной среды. Перспективы развития. Расширение спектра дополнительного образования путем разработки и реализации программ. Смещение в образовательной деятельности ценностных приоритетов с обучающих занятий на совместную развивающую деятельность. Необходимость внедрения новых технологий в образовательный процесс на основе детских интересов и потребностей, индивидуальных особенностей. Содействие развитию конкурсного движения через привлечение родительской общественности посредством активизации консультативной деятельности, информационного освещения этапов и результатов конкурсов, фестивалей, соревнований. Модернизация материально-технического оснащения общеразвивающих программ. Возможные риски. Низкая заинтересованность педагогов и родителей в подготовке детей к участию в конкурсах. Лимит времени родителей (законных представителей) для участия в образовательных проектах МБДОУ. Переход в дистанционный формат. Отсутствие заинтересованных участников со стороны 8 МБДОУ и музеев города. Снижение финансирования образовательных проектов, в том числе, в организации предметно-пространственной среды. 1.2 Анализ кадрового состава При анализе кадровой обстановки у МБДОУ были получены следующие результаты: - педагогический коллектив укомплектован кадрами на 100 %; - образовательный процесс в МБДОУ осуществляет 18 педагогических работни ков (13 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физической культуре, 1 учитель-логопед, 1 педагог-психолог). Все педагоги имеют профессиональное дошкольное образование, из них: • 61% педагогических работников - высшее профессиональное образование, 39% среднее профессиональное образование; • возрастной ценз педагогических работников: до 30 лет – 6%; старше 55 лет – 33%; • стаж работы: до 5 лет – 11 %, свыше 30 лет – 22 %; • первую квалификационную категорию - 94%, соответствие занимаемой должности - 6%; • доля педагогических работников, участвующих в инновационных процессах, использующих современные образовательные технологии (в том числе, ИКТ) – 56 %; • доля педагогов, принимающих участие в конкурсах различного уровня – 90%.В МБДОУ создана система непрерывного повышения квалификации педагогических работников, которая реализуется через современные интерактивные технологии, в том числе, дистанционные. Все педагоги ДОО прошли обучение на курсах повышения квалификации в 100%. Все педагоги имеют собственный опыт в прохождении образовательных курсов с использованием ДОТ. Для проведения образовательной деятельности, консультаций и родительских собраний используются технологии ВКС (ZOOM, Ватсап). Записаны видео-консультации и занятия в рамках городского проекта «ОнлайнДетСад». В результате создания и систематизации цифрового и информационно-образовательного ресурса семьи воспитанников ДОО имеют возможность получить педагогическую поддержку и консультативную помощь в онлайн-формате. Проведенный анализ показывает, что 50% педагогов являются постоянными участниками конкурсов, 50% педагогов принимают эпизодическое участие. При этом 45% педагогов чаще выбирают участие в творческих и онлайнконкурсах, по сравнению с конкурсами профессионального мастерства районного, городского и регионального уровней. Анализ активности педагогов по распространению педагогического опыта указывает на достаточность мотивации к участию в мероприятиях по обобщению и представлению профессионального опыта педагогическому сообществу. В связи с необходимостью использования информационно-коммуникационных технологий в современных условиях выявлена актуальность совершенствования ИК-компетенций у всех педагогов. 9 Проблемное поле. Сниженная мотивация педагогов к участию в инновационной деятельности. Недостаточный уровень навыков педагогов в использовании современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, при организации образовательной деятельности. Необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов в области развития конструирования, изобретательства, интеллектуально-познавательных и творческих способностей воспитанников. Перспектива развития. Обучение педагогов по программам дополнительного профессионального образования (техническое творчество, изобретательство, освоение современных ИК-технологий). Повышение статуса отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в результате прохождения педагогами процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию. Привлечение педагогов к участию в профессиональных конкурсах и представлению опыта работы на мероприятиях различного уровня. Возможные риски. Недостаточный уровень активности педагогов. Профессиональное выгорание педагогов МБДОУ. Эпизодическая вовлеченность педагогов МБДОУ в методические мероприятия муниципального уровня. 1.3. Анализ сотрудничества с семьями воспитанников Актуальное состояние. В ходе проведенной независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности были получены следующие результаты. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса родителей (законных представителей) показывает, что - большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг (98%); - доля семей проявляют заинтересованность в развитии детей, формировании навыков познавательно-исследовательской деятельности; - большинство родителей (законных представителей) являются активными участниками различных мероприятий, проводимых в детском саду, на районном и муниципальном уровне; - доля воспитанников, принимает участие в мероприятиях районного, муниципального и регионального уровней; - доля родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями оказания услуг в образовательной организации (98%); доля родителей (законных представителей), удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников ДОУ (98%); - доля родителей (законных представителей), удовлетворенных открытостью, полнотой и доступностью информации о деятельности ДОУ, размещенной на информационных стендах в помещении Учреждения на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет» (97%). По состоянию марта 2022 г. в учреждении ведется обучение по 6 дополнительным образовательным программам. Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, охваченных дополнительными услугами ДОУ, от общего количества воспитанников старшего дошкольного возраста составляет 45%. Отмечается 10 увеличение запросов родителей на расширение спектра платных образовательных услуг художественной и технической направленностей. Проблемное поле. Недостаточная мотивация родителей на активное взаимодействие с детским садом в городском пилотном проекте « Музейный бум в ДОУ» в 2021-2022 учебном году. В основном, в мероприятиях принимают участие мамы, папы - очень редко вовлекаются во взаимодействие с МБДОУ. Недостаточное количество оборудования для расширения спектра дополнительного образования детей. Перспективы развития. Повышение компетентности родителей по вопросам развития у детей творческих способностей в совместной деятельности со взрослыми. Вовлечение родителей в реализацию образовательных проектов МБДОУ. Обновление и обогащение предметно-пространственной среды ДОУ для обеспечения качественного дополнительного образования. Развитие кадрового потенциала педагогов в соответствии с направлениями дополнительного образования дошкольников. Возможные риски. Недостаточная готовность педагогических кадров и родителей к сотрудничеству по образовательным проектам МБДОУ. Недостаточное финансирование. Форс- мажорные обстоятельства. Обострение санитарно-эпидемиологической обстановки. 1.4. Анализ материально-технического обеспечения Актуальное состояние. В МБДОУ созданы оптимальные материальнотехнические условия, соответствующие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям развития детей. Здание МБДОУ, территория дошкольного учреждения, групповые и вспомогательные помещения находится в удовлетворительном состоянии. У каждой возрастной группы имеется участок для прогулок, на котором размещены малые игровые формы, веранда, песочницы. Отдельный участок оборудован для проведения физкультурных занятий и спортивных праздников. Развивающая предметно-пространственная среда помещений детского сада пополняется в соответствии с требованиями программы, реализуемой в МБДОУ. В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-пространственной среды, оборудованы центры для организации разнообразной детской деятельности, оснащенные дидактическим материалом, пособиями для различных видов детской продуктивно-творческой и игровой деятельности (музыкально-театрализованной, художественноизобразительной, практико-экологической, физкультурно-оздоровительной). Ежегодно в здании проводится косметический ремонт, приобретается мебель, дидактические и методические материалы для педагогов, игровые пособия, наглядные материалы, развивающие игры различной тематики для воспитанников, канцелярские товары для организации образовательной деятельности. 11 Анализ игрового оснащения групп показал недостаточность материалов для обеспечения эффективного развития познавательных способностей дошкольников, организации дополнительных образовательных услуг. Анализ интересов и предпочтений дошкольников показывает изменение содержания предметного и социального мира современных детей: снижение двигательной и творческой активности, увеличение количества интерактивных игрушек, гаджетов, компьютерных игр. Таким образом, при оптимизации развивающей предметнопространственной среды, необходимо учитывать как требования федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» о внедрении современной и безопасной цифровой образовательной среды, так и необходимость удовлетворения возрастно-психологических и анатомофизиологических потребностей дошкольников). Проблемное поле. Внедрение современных педагогических технологий предполагает обновление материальных объектов образовательной среды МБДОУ, приобретение нового оборудования и методических пособий. Недостаточное количество оборудования для развития творческих и интеллектуально- познавательных способностей воспитанников. Перспективы развития. Моделирование в МБДОУ элементов образовательного пространства в соответствии с требованиями реализуемого проекта, центров двигательной, творческой и познавательной активности детей. Возможность обновления и пополнения материально-технической базы за счет дополнительных источников финансирования, в том числе, путем расширения спектра платных образовательных услуг. Возможные риски. Снижение уровня бюджетного финансирования на развитие материально-технической базы. Увеличение стоимости игрового оборудования и методического обеспечения. Увеличение финансовых затрат на программное оборудование. 1.5. Анализ организации сетевого взаимодействия Актуальное состояние. При реализации программы дошкольного образования осуществляется сетевое взаимодействие с другими образовательными организациям. Социальные партнеры МБУ ДО -центр «ЛИК» Детская библиотека № 20 Детская библиотека № 21 МАОУ СОШ № 157 Формы взаимодействия Партнерское взаимодействие в области дошкольного и дополнительного образования, развитие творческих способностей, художественно-эстетических, нравственных через совместную реализацию проектов. Проведение тематических НОД, викторины, конкурсы, формирование предпосылок к учебной деятельности Проведение тематических НОД, викторины, мастер-классы, формирование предпосылок к учебной деятельности Консультации для родителей, преемственность с МБДОУ Перспективы развития. Расширение связей сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями области и других регионов, обеспечивающее 12 дополнительные ресурсы для развития профессионального потенциала педагогов и повышения эффективности образовательного процесса МБДОУ. Возможные риски. Недостаточность финансовых и кадровых ресурсов для организации посещения педагогами МБДОУ образовательных учреждений за пределами г. Екатеринбурга. Значительные временные затраты на подготовку и участие в мероприятиях межрегионального уровня. Проведенный анализ деятельности МБДОУ показал необходимость дальнейшего совершенствования образовательной среды МБДОУ, направленной на познавательное развитие дошкольников. Были созданы условия для посещения педагогическими работниками методических, обучающих и информационных семинаров, проводимых районными методическими объединениями, городскими педагогическими ассоциациями и образовательными учреждениями, реализующими инновационные программы и проекты. Организовано повышение квалификации как педагогических работников (Дом Учителя, ГАОУ ДО ИРО, УрГПУ), так и младших воспитателей. Анализ показывает, что в соответствии с принятым профессиональным стандартом необходимо продолжать работы по повышению уровня компетенции педагогов, в том числе и в части повышения уровня образования и квалификационной категории. Проблемное поле. Недостаточный уровень квалификации педагогов в использовании современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, при организации образовательной деятельности. Перспективы развития: -стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста; -повышение уровня готовности педагогов к работе в инновационном режиме; -активизация педагогов в участии в профессиональных конкурсах, фестивалях различного уровня, представление своего педагогического опыта на уровне района, города, области посредством очного участия, а также посредством информационно-коммуникационных технологий. 13 Раздел 2. Концепция развития МБДОУ 2.1. Ключевые приоритеты государственной политики в сфере образования Стратегические цели развития образования до 2025 года определены в Национальном проекте «Образование»: - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число ведущих стран мира по качеству общего образования; - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национальнокультурных традиций. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» включает следующие направления в области дошкольного образования: - создание в дошкольных образовательных организациях условий для осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей соответствующей возрастной группы, прежде всего, в форме познавательной и исследовательской деятельности; - внедрение в Свердловской области целевой модели информационнопросветительской поддержки родителей, включающей создание, в том числе, в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, консультационных центров, обеспечивающих получение родителями детей дошкольного возраста методической, психолого-педагогической, в том числе, диагностической и консультативной, помощи на безвозмездной основе; - содействие оснащению современным оборудованием муниципальных дошкольных образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия между профессиональными образовательными организациями Свердловской области и муниципальными дошкольными образовательными организациями Свердловской области с целью формирования у детей дошкольного возраста компетенций конструирования, моделирования, программирования, изучения основ робототехники и проектной деятельности. В соответствии с направлениями современной образовательной политики Программа развития МБДОУ – детский сад № 41 ориентирована на обеспечение условий для повышения качества образования дошкольников, создание условий для позитивного развития детей в современной информационной среде, расширение вариативности воспитательных технологий. 2.2. Стратегическая цель и миссия МБДОУ Стратегическая цель МБДОУ: создать образовательное пространство, обеспечивающее, в соответствии с социальным заказом общества и семьи, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, его полноценное, разностороннее развитие, сформированность интеллектуальных и социальных качеств, устойчивую потребность в самореализации. Миссия МБДОУ: создание образовательной среды, направленной на развития коммуникативных навыков, интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, поддержки их инициативности и самостоятельности через реализацию современных образовательных технологий. 14 Основой постоянного обновления и совершенствования развития личности ребенка является образовательная среда: предметно-развивающая, информационная, социальная, формирующая навыки, обеспечивающие ребенку позицию субъекта, активного участника социального мира. Анализ потенциала и тенденций развития образовательной организации позволил выявить потребность в активном взаимодействии всех участников образовательных отношений, которое является одним из условий эффективного развития ребенка. Таким образом, основной идеей данной программы развития является идея создания образовательной среды, обеспечивающей творческое и познавательное развитие детей. Ведущими ценностями при разработке концепции МБДОУ являются: ценность детства, ценность развития, ценность образовательной среды и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Построение Программы развития с учетом ценности детства предполагает понимание, что детство – это самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, имеющая отличительные характеристики (целостное мировосприятие, открытость миру, чуткость, эмоциональность, непосредственность, готовность к преобразованию). Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, его особенностям, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров. Ценности развития связаны с проектированием развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется готовность детей к саморазвитию и самообразованию. Ценность образовательной среды требует создания в образовательном учреждении открытого образовательного пространства, которое дает возможность ребенку проявить инициативу, самостоятельность, любознательность, способствует развитию у детей умений взаимодействовать, общаться, выбирать вид деятельности, партнера, разрешать конфликты, принимать решение, работать в команде. Такая среда ориентирована на индивидуальные открытия, вовлеченность детей в творчество и сотворчество детей, педагогов и родителей. Ценность сотрудничества предполагает, построение образовательного процесса на основе диалога, субъект-субъектных отношений, которые являются ведущим условием позитивной социализации ребенка. Модель образовательного процесса проектируется на основе принципов: • развивающего образования, направленного на организацию деятельности каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; • научной обоснованности и практической направленности; • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса; 15 • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; • решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • гуманизации и индивидуализации воспитания и обучения через признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, развитие индивидуальности всех участников образовательного процесса, раскрытие их творческого потенциала, проектирование и реализацию индивидуальной траектории развития. Концептуально содержание Программы развития связано с: - приоритетом совместной деятельности с детьми на основе организации игровой деятельности, использования инновационных образовательных технологий; - активизацией гармоничного включения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; - совершенствованием стратегии и тактики построения развивающей предметнопространственной среды детского сада, способствующей самореализации ребенка в различных видах деятельности; проектированием и внедрением дифференцированной модели профессионального саморазвития педагогов ДОУ. Участниками реализации Программы развития МБДОУ являются педагогические работники, родители (законные представители), представители разных образовательных и социальных структур. Модель будущего детского сада включает в себя: - обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения эффективной деятельности МБДОУ в современных условиях; - расширение участия педагогического коллектива и родителей воспитанников в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; - усиление роли психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений; - обновленную предметно-пространственную развивающую среду. Для развития ребенка важна среда, созданная взрослыми (педагогами и родителями), а, следовательно, их компетентность и ответственность играют важную роль в обеспечении условий для самовыражения ребенка. Воспитать социально успешную личность может только педагог, идущий за интересами и потребностями ребенка, способный вдохновить его на деятельность, совершать открытия вместе с ним, помочь понять мир и найти в нём своё место, готовый предложить родителям эффективные способы сотрудничества. Программа развития позволяет обеспечить условия для реализации инновационной деятельности всех субъектов образовательной системы МБДОУ, 16 что обеспечит переход на качественно новый уровень реализации образовательной деятельности. Обновление в МБДОУ условий, направленных на творческое и познавательное развитие ребенка, в том числе, образовательной среды, будет способствовать позитивной социализации воспитанников. Достижение ожидаемых результатов Программы планируется через реализацию комплексных проектов, объединяющих деятельность детей, родителей, педагогов. Раздел 3. Стратегия и тактика реализации Программы Достижение стратегической цели и решение поставленных задач осуществляется в рамках реализации комплексных проектов по отдельным направлениям. Проект «От профессионализма к повышению качества образования». Цель проекта: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах выбора форм, методов и педагогических технологий организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для повышения качества образовательных результатов. Задача 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития способностей дошкольников. Основные мероприятия. 1. Анализ владения педагогами современными образовательными технологиями, направленными на развитие дошкольников. 2. Организация методической недели «Внедрение в профессиональную деятельность современных образовательных технологий: презентация методических разработок, дидактических и наглядных пособий, проведение открытых мероприятия для родителей и коллег» 3. Мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) организацией образовательного процесса в МБДОУ. 4. Организация консультаций для родителей по вопросам развития детей. Результат Показатель Значение Временной интервал Перечень нормативнопоказателя выполнения задачи, правовых актив, годы регламентирующих выполнения задач Педагоги владеют Доля педагогов 100% 2022-2026 ФЗ «Об образовании в современными прошедших КПК РФ» от 29 декабря 2012 г. образовательными № 273-ФЗ. Указ технологиями, Президента Российской направленными на Федерации «О развитие национальных целях способностей развития РФ на период до дошкольников 2030 г.», от 21.07.2020 года. Педагоги МБДОУ Доля педагогов 90% 2022-2026 Профессиональный имеют имеющих стандарт «Педагог» высшую/первую высшую/первую («педагогическая квалификационную категорию деятельность в сфере категорию дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Минтруда от 18.10.2013г. № 554н. Задача 2. Повышение мотивации педагогов к профессиональному саморазвитию с целью совершенствования образовательного процесса Основные мероприятия. 17 1. Организация в МБДОУ методических мероприятий (мастер-классы, ежемесячных педагогических мастерских) для обобщения инновационного опыта 2. Участие и организация совместных мероприятий в рамках реализации проектов по образованию детей Участие педагогов Доля педагогов, 40 % 2022-2026 Федеральный закон «Об в инновационных принимающих образовании в Российской процессах участие в Федерации» от 29 декабря реализации 2012 года № 273-ФЗ. подпроекта Постановление «Одаренные дети» Правительства Свердловской области от 18.09.2019 г. № 588-ПП «Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской Доля педагогов, 100% области на период до использующих 2035 года» современные Стратегический план образовательные развития Екатеринбурга технологии до 2030 года, утвержденный решением Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 года № 12/81. Задача 3. Активизация участия педагогов в конкурсном движении, представлении профессионального опыта Основные мероприятия. 1. Разработка и реализация системы методического сопровождения педагогов, участвующих в профессиональных конкурса (индивидуальные консультации, семинары-практикумы) 2. Методическая поддержка педагогов при подготовке публикаций в научно-методических печатных и интернетизданиях, участии в профессиональных конкурсах 3. Организация и проведение семинаров, практикумов, мастер-классов, конкурсных мероприятий для педагогов ДОО с трансляцией опыта оформления образовательного пространства и педагогического опыта по реализации современных образовательных методик и технологий. Участие в Доля педагогов, 85 % 2022-2026 Профессиональный профессиональных принимающих стандарт «Педагог» конкурсах Наличие участие в («педагогическая печатных работ профессиональны деятельность в сфере х конкурсах дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Минтруда от 18.10.2013г. № 554н. Целевая группа, на которую ориентирован проект: педагоги МБДОУ -детский сад № 41; целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта (администрация МБДОУ, образовательные организации, обеспечивающие повышение квалификации педагогических работников). Проект «Музейный бум в МБДОУ» Цель проекта: создание условий для формирования профессиональных компетенций по организации музейно-педагогической деятельности в МБДОУ. Задача 1. Организовать музей в МБДОУ. Основные мероприятия. 1. Разработать презентацию модуля проекта «Музейный бум в МБДОУ» 2. Преобразовать предметно-пространственную среду. 3. Семинар-практикум «Музейная педагогика в МБДОУ» Результат Показатель Значение Временной интервал Перечень нормативно- 18 показателя выполнения задачи, годы правовых актив, регламентирующих выполнения задач Организованны Музеи соответствуют 100% 2022-2026 ФЗ «Об образовании в музеи в МБДОУ рекомендациям, РФ» от 29 декабря 2012 разработанными года № 273-ФЗ. рабочей группы Государственная МБДОУ. программа РФ «Развитие образования» на 20182025 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 12.2017 N 1642 (ред. от 12.03.2020). Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 г. № 588-ПП «Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Задача 2. Обеспечить методическое сопровождение для организации деятельности воспитанников Основные мероприятия. 1. Педагогический совет «Музейная педагогика в МБДОУ» 2. Создание банка дидактических и методических материалов по организации творческой и игровой деятельности детей, совместному изготовлению игрового оборудования. 3. Участие и организация совместных мероприятий в рамках реализации проектов по образованию детей Разработаны комплекты Комплекты 100 % 2022-2026 Федеральный закон «Об методических методических образовании в РФ» от 29 материалов для материалов в декабря 2012 года № 273организации соответствии с ФЗ. деятельности детей модулями проекта Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 г. № 588-ПП «Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года» Задача 3. Организовать мероприятия по поддержке музейной педагогики Основные мероприятия. 1. Реализация проектов творческой и познавательной направленности с детьми, педагогами и родителями: минимузей «Путешествие по Екатеринбургу», игры-путешествия с использованием виртуальных, лаборатории. 2.Совместная деятельность воспитателя с детьми по изготовлению макетов и игрового оборудования для сюжетноролевых игр. 3. Организация системы психолого-педагогического сопровождения участия детей в детских конкурсах Организованы выставки, Мероприятия 100 % 2022-2026 Федеральный закон «Об конкурсы, проекты, включены в Годовой образовании в Р Ф» от 29 направленные на план декабря 2012 года № 273развитие творческой и ФЗ. интеллектуальных способностей дошкольников На сайте МБДОУ раздел Онлайн- музей 1 ед. 2022-2026 2026 ФЗ«Об образовании организован музей МБДОУ в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Задача 4. Расширить спектр дополнительных образовательных услуг Основные мероприятия. 19 1. Анализ запросов родителей (законных представителей) об открытии дополнительных образовательных услуг. 2. Разработка и реализация дополнительных образовательных программ Организованы платные 7 платных услуг 60 % детей 2023-2026 Федеральный закон «Об образовательные услуги посещающих образовании в РФ» от 29 платные декабря 2012 года № 273образователь ФЗ. ные услуги Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30 марта 2018 года N 162Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года» Целевая группа, на которую ориентирован проект: воспитанники МБДОУ детский сад № 41; целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта (педагоги, родители (законные представители) воспитанников МБДОУ детский сад № 41). Проект «FamilyClub» Цель проекта: создание условий для реализации педагогической поддержки и методической помощи родителям воспитанников. Задача 1. Организовать «FamilyClub» как систему педагогической поддержки и методической помощи родителям воспитанников МБДОУ Основные мероприятия 1. Мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) организацией образовательного процесса в МБДОУ. 2. Реализация новых организационных форм сотрудничества семьи и детского сада. 3. Разработка и реализация совместных проектов, детско-родительских мероприятий с сетевыми партнерами. 4. Организация консультаций для родителей по вопросам развития детей. Результат Показатель Значение Временной Перечень нормативнопоказателя интервал правовых актив, выполнения регламентирующих задачи, годы выполнения задач Организовано Доля родителей, 60% 2022-2026 ФЗ «Об образовании в РФ» «FamilyClub», в охваченных системой от 29 декабря 2012 года № рамках которого оказания 273-ФЗ. педагогическая и реализуется Консультативная помощь психологородителям услуг педагогическая и психологоконсультативная педагогической и помощь родителям консультативной помощи Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р. Задача 2. Разработать пакет методических материалов, обеспечивающих организацию педагогической поддержки и методическую помощь родителям в дистанционном формате Основные мероприятия. 1. Разработка и наполнение страницы на сайте ДОУ. 20 2. Подготовка информационных материалов для родителей по актуальным вопросам развития ребенка (памяток, буклетов, технологических карт). 3. Организация электронной библиотеки для родителей по обучению развитию и воспитанию дошкольников. На сайте МБДОУ раздел Онлайн1 ед. 2022-2026 2026 ФЗ«Об образовании в организована консультирование РФ» от 29 декабря 2012 педагогическая года № 273-ФЗ. поддержка и Постановление методическая помощь Правительства РФ от 26 родителям декабря 2017 № 1642 Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» (сроки реализации 2018-2025) Задача 3. Развитие материально-технической базы, обеспечивающей реализацию проекта Основные мероприятия. 1. Обновление оборудования, обеспечивающего взаимодействие педагогического коллектива с родителями воспитанников в дистанционном формате. В МБДОУ имеется Ноутбук 1 ед 2022-2026 Постановление оборудование, Фотоаппарат 1 ед. Правительства обеспечивающее в Штатив 1 ед. Свердловской области от дистанционном 18.09.2019 г. № 588-ПП формате организацию «Об утверждении педагогической Стратегии развития поддержки и образования на территории методической помощи Свердловской области на родителям период до 2035 года». Целевая группа, на которую ориентирован проект: родители воспитанников МБДОУ -детский сад № 41; целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта (педагоги МБДОУ, администрация МБДОУ). 21 Раздел 4. Показатели эффективности Программразвития Наименование контрольного показателя Единица измерения показател я Текущее значение показателя Плановое значение показателя по годам реализации проекта 2022-2026 г.г. минимальное максимальное Целевой ориентир Задача 1. Создать условия для реализации проекта по музейной педагогике, направленного на выявление и поддержку способностей дошкольников. Увеличение доли % 30 40 70 70 воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем творческих и интеллектуальных способностей Увеличение доли % 45 60 80 80 воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет, охваченных дополнительными услугами ДОУ Задача 2. Разработать и реализовать план управленческих мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта Увеличение доли % 42 5 70 70 педагогических работников, прошедших повышение квалификации по развитию способностей дошкольников Увеличение доли педагогов, % 84 85 95 95 имеющих высшую и первую квалификационную категорию Увеличение доли педагогов, % 30 40 70 70 участвующих в инновационных процессах, использующих современные образовательные технологии Увеличение доли педагогов, % 30 40 70 70 принимающих участие в реализации проекта «Музейный бум в МБДОУ» Увеличение доли педагогов, % 65 70 80 80 принимающих участие в профессиональных конкурсах Задача 3. Реализовать комплекс мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников. Увеличение доли родителей, % 40 50 80 80 охваченных системой оказания услуг психологопедагогической и консультативной помощи Увеличение доли родителей % 54 60 80 80 постоянных и активных участников образовательного процесса Увеличение активности % 35 40 60 60 посещения сайта МБДОУ Увеличение доли родителей % 94 95 98 98 воспитанников МБДОУ, 22 удовлетворенных качеством реализации образовательных услуг Задача 4. Совершенствовать ресурсное обеспечение образовательного процесса через моделирование развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие способностей дошкольников Наполнение центров в % 50 60 100 100 группах разнообразными материалами для развития познавательной активности, любознательности и воображения воспитанников Увеличение доли % 30 40 70 70 оборудования, обеспечивающего формирование у детей дошкольного возраста интереса к предметам естественно-научного цикла. Обеспечение МБДОУ % 70 75 100 100 печатными и электронными образовательными ресурсами ООП. Наполнение базы % 50 60 100 100 электронных образовательных ресурсов 23 Раздел 5. Финансовое обеспечение программы развития Мероприятие Источник финансирования Затраты на реализацию задач и мероприятий, тыс.руб 2022 2023 2024 2025 Итоговые затраты 2026 Задача 1. Создать условия для реализации проекта по музейной педагогике, направленного на выявление и поддержку способностей дошкольников. Приобретение и учебно- Внебюджетные 20 20 20 20 20 100 методического комплекса и средства дидактических материалов Задача 2. Разработать и реализовать план управленческих мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта Научно методическое Внебюджетные 10 10 10 10 10 50 сопровождение, заключение средства договоров с социальными партнерами Повышение квалификации ПР Муниципальный 20 20 20 20 20 100 бюджет Внебюджетные 10 10 10 10 10 50 средства Задача 3. Реализовать комплекс мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников. Опросы, анкетирование Внебюджетные 2 2 2 2 2 10 родителей, родительские средства собрания, информационные материалы для родителей Подготовка к проведению Внебюджетные 5 5 5 5 5 25 совместных с родителями средства мероприятий: праздники, развлечения, экскурсии Общение с родителями по Внебюджетные 2 2 2 2 2 10 средствам Интернет: сайт средства МБДОУ, мини-чаты, форумы, страничка педагогов в сети Интернет Задача 4. Совершенствовать ресурсное обеспечение образовательного процесса через моделирование развивающей предметно- пространственной среды, направленной на развитие способностей дошкольников Обновление образовательной Муниципальный 30 30 30 30 30 150 среды МБДОУ бюджет Внебюджетные 10 10 10 10 10 50 средства ИТОГО 545 24 25