ДОП Логоритмика МБДОУ 41

Содержание
1.
1.1.
1.2.

1.3.
2.
2.1.

2.2.
2.3.

2.4
2.5
2.6
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Логоритмика»
для детей дошкольного возраста
(4-7 лет)
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Направленность
дополнительной
общеразвивающей
программы художественной направленности «Логоритмика»
для детей дошкольного возраста (4-7 лет)
Этапы процесса обучения
Организационно - педагогические условия по реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной направленности
«Логоритмика»
для
детей дошкольного возраста (4-7 лет)
Рабочая программа первый год обучения, 1 модуль
«Логоритмика»
Рабочая программа второй год обучения, 2 модуль
«Логоритмика»
Рабочая программа третий год обучения, 3 модуль
«Логоритмика»
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
Методические материалы
Календарный учебный график
Учебный план
Расписание занятий
Оценочные материалы

3

4
6
7

7
7

11
12
13

14
14
14
15
15
15
15

2

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» определена важность и значение системы дополнительного образования детей, которое направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения
посредством реализации дополнительных программ, оказания дополнительной образовательной услуги и
информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах
человека и государства. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства
независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Поэтому
дополнительное образование расширяет возможности образовательного стандарта и удовлетворяет постоянно
изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процесс
воспитания, развития и обучения, что является одной из наиболее значимых проблем в современной педагогике.
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат
недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение
частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и
интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической
коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под
влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в
звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная
методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее
основой являются речь, музыка и движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам
известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного
ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие
ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на
становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать
музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непрерывную образовательную
деятельность по логоритмике.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия,
задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как НОД создаёт положительный
эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
НОД по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на
способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием
здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит
перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим
удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры. В ход НОД вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Логоритмика» составлена на основе
программ авторов М.Ю.Картушина и Г.В.Чиркина и разработана в соответствии с действующим законодательством,
нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами МБДОУ, регулирующими
его деятельность:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249"Комментарии к ФГОС дошкольного
образования".
4.
СаПиН;
5.
Положение о платных образовательных услугах.
6.
Устав МБДОУ - детский сад №41.

3

«Логоритмика» программа призвана развитию художественного вкуса, хореографических способностей и
склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, развития образного мышления, а так же развитие
всесторонней, гармоничной личности. Программа включает работу над закреплением звуков в определенной
последовательности. Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не
только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению
уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
Обучение и воспитание в МБДОУ - детский сад № 41 ведется на русском языке.

1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста (4-7 лет).
Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и
движения.
Задачи:
 активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и
восприятия;
 развивать и увеличивать объём зрительной памяти;
 развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
 вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
 развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение.
Коррекционно-развивающие задачи:
 развивать речевое дыхание;
 развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
 развивать тонкие движения пальцев рук;
 развивать фонематическое восприятие;
 формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
 формировать грамматический строй и связную речь.
Образовательные задачи:
 формировать двигательные умения и навыки;
 развивать пространственные представления;
 развивать переключаемость и координацию движений;
 развивать ритмическую выразительность;
 развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
 развивать коммуникативные умения и навыки;
 воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:
 укреплять костно-мышечный аппарат;
 формировать правильную осанку, походку;
 развивать координацию движений и моторных функций.
Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы:
 поддержки разнообразия детства - сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого
самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть
период подготовки к следующему периоду;
 личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников МБДОУ) и детей;
 уважения к личности ребенка;
 реализации программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме
игры;
 построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при
котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
 поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
 принцип интеграции содержания дошкольного образования;
 принцип наглядности;
 принцип заинтересованности;
 принцип учета структуры речевого нарушения и уровня речевого развития;
 принцип учета особенностей высшей нервной деятельности;
 принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
 принцип всестороннего воздействия;
 принцип комплексности и поэтапности.

4

 принцип научности, подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно
обоснованными и практически апробированными методиками;
 принцип системности, логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как
системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц;
 принцип последовательности, каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе
поэтапной работы;
 принцип учета уровня развития ребёнка, Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два
основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким
образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее
решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и
этапа коррекционного воздействия.
 принцип повторений умений и навыков, в результате многократных повторений вырабатываются
динамические стереотипы;
 принцип отбора лингвистического материала, правильно подобранный лингвистический материал выступает
как одно из важных основных условий коррекции, удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко
встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков;
 принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания, главная цель образования – ребенок, развитие
которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности;
 принцип активного обучения, на занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения –
игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении
под музыку;
 принцип результативности, получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления
каждого ребенка.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки
речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая
ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный
настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логопедическая ритмика решает
коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса,
артикуляции, а также совершенствование и развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы
(общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и
умений, понятия о пространственной организации тела.
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и особенного
ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и
речи.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на
способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием
здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит
перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим
удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и
пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Логоритмика» предназначена
для обучения детей 4 – 7 лет и рассчитана на три учебных года:
первый год обучения, первый модуль «Логоритмика» – дети 4 - 5 лет;
второй год обучения, второй модуль «Логоритмика» – дети 5 - 6 лет;
третий год обучения, третий модуль «Логоритмика» – дети 6 - 7 лет
Интеграция содержания образования
Социально-коммуникативное развитие:
 развитие игровой деятельности;
 формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
 формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности на занятиях.
Познавательное развитие:
 расширение кругозора детей в области хореографического искусства;
 воспитание вкуса ребёнка и обогащение его разнообразными впечатлениями;
 развитие воображения;
 формирование целостной картины мира;

5

 развитие способности к самостоятельному творческому самовыражению.
Речевое развитие:
 развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
 выражение собственных ощущений, используя язык музыки, литературы, фольклора, мимики.
Физическое развитие:
 развитие физических качеств;
 использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности;
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
 формирование представлений о здоровом образе жизни, укрепление физического и психологического здоровья.

1.3.

Планируемые результаты

Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности
«Логоритмика» определены в виде целевых ориентиров.
Первый год обучения, 1 модуль (4-5 лет)
 дети научились правильному — положению губ, языка,
зубов при произношении изучаемого звука;
 дети
развили
фонематического
восприятия
и
фонематических представлений;
 дети расширили лексический запас;
 ети развили слуховое внимание и зрительную память;
 дети усовершенствовали общую и мелкую моторику;
 дети выработали четкие координированные движения
во взаимосвязи с речью;
 дети развили творческую фантазию и воображение;

у
детей
сформировалось
доброжелательное
отношение к окружающим людям, бережное отношение к
природе, животным.

Второй год обучения, 2 модуль (5-6 лет)
 дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности;
 дети сформировали умения двигаться в соответствии с текстом,
ориентироваться в пространстве;
 дети научились правильно выполнять оздоровительные упражнения,
самомассаж;
 дети развили музыкальные и творческие способности;
 дети развили речевую моторику для формирования артикуляционной базы
звуков, темпа, ритма речи;
 дети развили правильное дыхание;
 дети развили общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять
мышцы;
 дети развили зрительное, слуховое и двигательное внимание, память;
 у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающим
людям, бережное отношение к природе, животным.
Третий год обучения, 3 модуль (6-7 лет)

 дети развили коммуникативные навыки;
 дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности;
 дети научились дифференцировать парные согласные;
 дети научились точно выполнять движения в соответствии с текстом;
 дети научились основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой;
 дети развили правильное диафрагмальное дыхание;
 дети укрепили дыхательную мускулатуру;
 дети закрепили умение выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;
 дети развили координацию движений;
 дети научились ориентироваться в пространстве;
 дети развили артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
 дети развили фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
 дети сформировали привычки к здоровому образу жизни, чувство ответственности за свое здоровье, бережное отношения к окружающему
миру;
 у детей сформировались нравственно-патриотические чувства, уважения к традициям своего народа.

Результативность освоения Программы отслеживается через участие воспитанников в контрольных, итоговых
занятиях.

6

2. Содержательный раздел
2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста (4-7 лет).
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Логоритмика» - полностью
соответствует лексико-грамматическому планированию занятий по развитию речи, включает работу над закреплением
звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя
здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует
максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения
словарного запаса детей дошкольного возраста.
2.2.Этапы процесса обучения
Общеразвивающая программа предусматривает построение процесса обучения по
усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний.
Процесс обучения состоит из 3 этапов.
I этап – подготовительный:
 создание благоприятных условий для логоритмических занятий;
 формирование слухового и зрительного внимания;
 развитие голоса, звукообразования и певческих навыков;
 развитие чувства ритма;
 развитие общей и мелкой моторики;
 обогащение пассивного и активного словаря;
 коррекция эмоционально-личностной сферы;
 воспитание координации движений и ориентировки в пространстве.
II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков:
 укрепление мышц артикуляционного аппарата;
 развитие звуковысотности и силы голоса;
 развитие фонематического восприятия;
 закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и физического напряжения.
III этап – формирование коммуникативных умений и навыков:
 закрепление двигательных умений, ручной моторики;
 развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного
мышления;
 развитие фонематического восприятия;
 развитие речевой моторики;
 формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи;
 формирование лексико-грамматических категорий;
 накопление активного и пассивного словаря.

спирали

с

2.3.Организационно - педагогические условия по реализации дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности «Логоритмика» для детей
дошкольного возраста (4-7 лет).
Реализация дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Логоритмика»
осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю данной дополнительной программы художественной
направленности «Логоритмика», без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Программа рассчитана на 3 года для детей с 4 до 7 лет.
Определяющими моментами в подготовке и проведении занятий являются возрастные особенности детей,
время проведения занятий (2 половина дня), которые требуют точного распределения физической и эмоциональной
нагрузки на детей, насыщенность содержания, чередование видов деятельности. Занятия по дополнительной
общеразвивающей программе художественной направленности «Логоритмика» проводятся во 2 половину дня,
учитывается продолжительность непрерывной образовательной деятельности, которая отвечает требованиям СанПиН.
Длительность занятий на первом году обучения– 20 минут, на второй - 25 минут и на третьем –30 минут.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия, которые проходят в физкультурном зале.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во всех возрастных группах.
Программа имеет раздел тематической части (модуль):
 логоритмика.

7

Виды занятий и формы организации детей
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц.
Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов
артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить
правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а
также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту,
укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждой НОД. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять
правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается
фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры
со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды,
игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку
лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух;
укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым
развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма,
метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение
музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми
изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек,
наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и
кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция.
Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды
развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность
движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе,
возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их
новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют
углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание,
память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,
ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
Структура занятия состоит из трех частей:
I водная часть:
 различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
 упражнения на ориентировку в пространстве;
 упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.
II основная часть:
 развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
 упражнения на развитие внимания, памяти;
 упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
 упражнения на развитие координации речи с движением;
 упражнения на развитие координации пения с движением;
 слушание музыки для снятия напряжения;
 игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть:
 упражнения на восстановления дыхания;

8




спокойные виды ходьбы;
упражнения на релаксацию.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
 фронтальная;
 подгрупповая;
 индивидуально–групповая.
Используемые в Программе современные технологии
Игровые технологии.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в

самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игра активизирует деятельность детей,
способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми. Через
игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует его мотивацию. Развивающие игры
способствуют развитию внимания, памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят
воображение и фантазию. В игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества.
Личностно-ориентированные технологии.
Одной из важных идей в этих технологиях является формирование положительной «Я-концепции». Для этого
необходимо:
 видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;
 создавать каждому ребенку «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки и доброжелательности;
 предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в положительной деятельности.
Таким образом, в результате использования данных технологий создаётся атмосфера обучения и воспитания, в
которой ребёнок может познать себя, самовыразиться и самореализоваться.
Педагогика сотрудничества детей и педагога предлагает совместную развивающую деятельность,
скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг друга, совместным анализом хода и результатов
деятельности. Традиционное обучение основано на субъект-объектных отношениях педагога и воспитанника. В
концепции педагогики сотрудничества это положение заменяется представлением о ребенке, как о субъекте творческой
деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами,
составлять союз старшего с менее опытным. При этом ни один из них не должен стоять над другим.
Диалог культур как двусторонняя информационно-смысловая связь является важнейшей составляющей
образовательного процесса. В диалоге культур можно выделить:
 внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций);
 диалог, как речевое активизирующее общение людей (педагога и ребёнка);
 диалог эпох - прошлого и настоящего в искусстве, диалог с культурой русского народа и других народов.
ИКТ– используются видеопрезентации; осуществляются просмотры в видеозаписи выполненных упражнений и
анализ собственных ошибок.
Общепедагогические методы:
 игровой метод. Основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра –
это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как
средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его
органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В
процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире;
 наглядный метод – выразительный показ педагога новых движений,
использование наглядно-иллюстративного материала, просмотр видеоматериалов;
 метод аналогий. В программе обучения широко используется метод
аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя
игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственнообразное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания;
 словесные методы - беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности; объяснение методики исполнения движений; вопросы; оценка.
 практический метод заключается в многократном выполнении
конкретного задания.
 методы формирования чувств и отношений, стимулирующие
познание и деятельность - поощрение, создание воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха.
Методы и приемы:
 игровые;
 вовлекающий показ;
 разучивание отдельных элементов движения и целостных движений;

9












показ движений, композиций воспитанниками;
активизирующее общение;
словесные указания;
выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;
«провокации» (специально допущенные ошибки со стороны педагога),
творческие задания;
импровизация;
активное слушание;
пластические импровизации детей, «игровые пробы»;
самостоятельная творческая деятельность.
Планируемые результаты к концу:
 дети научились правильному — положению губ, языка, зубов при произношении
первого года
обучения, 1 модуль изучаемого звука;
 дети развили фонематического восприятия и фонематических представлений;
«Логоритмика»
 дети расширили лексический запас;
(4-5 лет):
 ети развили слуховое внимание и зрительную память;
 дети усовершенствовали общую и мелкую моторику;
 дети выработали четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
 дети развили творческую фантазию и воображение;
 у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающим людям,
бережное отношение к природе, животным.
 дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности;
второго года
обучения, 2 модуль  дети сформировали умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в
пространстве;
«Логоритмика»
 дети научились правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
(5-6 лет):
 дети развили музыкальные и творческие способности;
 дети развили речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков,
темпа, ритма речи;
 дети развили правильное дыхание;
 дети развили общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
 дети развили зрительное, слуховое и двигательное внимание, память;
 у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающим людям,
бережное отношение к природе, животным.
 дети развили коммуникативные навыки;
третьего года
обучения, 3 модуль  дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности;
 дети научились дифференцировать парные согласные;
«Логоритмика»
 дети научились точно выполнять движения в соответствии с текстом;
(6-7 лет):
 дети научились основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой;
 дети развили правильное диафрагмальное дыхание;
 дети укрепили дыхательную мускулатуру;
 дети закрепили умение выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на
формирование правильной осанки;
 дети развили координацию движений;
 дети научились ориентироваться в пространстве;
 дети развили артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
 дети развили фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
 дети сформировали привычки к здоровому образу жизни, чувство ответственности за
свое здоровье, бережное отношения к окружающему миру;
у детей сформировались нравственно-патриотические чувства, уважения к традициям
своего народа.

10

2.4.Рабочая программа первый год обучения, 1 модуль «Логоритмика»
Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и
движения.
Задачи первого года обучения, 1 модуль «Логоритмика» (4-5 лет):
 создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его
двигательных и музыкальных возможностей;
 уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
 развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
 расширение лексического запаса;
 развитие слухового внимания и зрительной памяти;
 совершенствование общей и мелкой моторики;
 выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
 развитие творческой фантазии и воображения;
 воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе,
животным.

Содержание деятельности
Первый год обучения, 1 модуль «Логоритмика»(4-5 лет):
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Тема
Цыпленок и его семья
История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали
Белая козочка
У кошки день рождение
Лесные звезды
Зайка огородник
Любимое кушанье

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1

Дорога на мельницу

1

Верные друзья

1

Сказка про зайца

1

Круглый год

1

Времена года
Про Мурочку-Мурысоньку

1
1

Мурка в город собирается

1

Как Мурочка Деда Мороза будит

1

Дед Мороз

1

Снегурочка на Новогодней елке

1

Волчья песня

1

Петушок
Лисичка с скалочкой

1
1

Петух да собака
Бременские музыканты
Возьми меня с собой
А Что у вас?
Вот так мастера
Как стать большим
Даша и Маша
Горшочек каши
Как мышонок стал трудолюбивым

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку
Чьи это ушки

1
1

История о том как мышата помогли зайчонку найти свой дом
Красный фонарик
Колесо

1
1
1

Бычок
Коза-обманщица

1
1

Итого по 1 модулю «Логоритмика» первого года обучения (4-5 лет) 36 часов

11

2.5.Рабочая программа второй год обучения, 2 модуль «Логоритмика»
Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и
движения.
Задачи второго года обучения, 2 модуль «Логоритмика» (5-6 лет):
 создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его
двигательных и музыкальных возможностей;
 закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
 формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
 научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
 развивать музыкальные и творческие способности детей;
 развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
 развивать правильное дыхание;
 развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.
 воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе,
животным.

Содержание деятельности
Второй год обучения, 2 модуль «Логоритмика»(5-6 лет):
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Тема
Спор грибов и ягод
Путешествие язычка
В гостях у лесного гномика
Яблоко
Пых по мотивам белорусской сказки
Спор овощей
Колосок

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1

Приключение дождика

1

Краски осени

1

Палочка-выручалочка

1

Как коза в лесу избушку построила

1

Кот, петух и лиса
Теремок-холодок

1
1

Дед Мороз построил дом

1

От чего у белого медведя нс черный
Елка
Снеговик на елке

1
1
1

Морозята

1

Мороз Иванович
Приключение снежинки

1
1

Снежная книга
Мороз, солнце и ветер
Парад на Красной площади
Гуси-лебеди
Я маму мою обидел
Кем быть
Откуда у носорога шкура
Откуда у верблюда горб
Откуда у кита такая глотка

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Космическое путешествие
Лекарство от зевоты

1
1

Пасха
Колобок
Волшебное зеркальце

1
1
1

Как муравьишка дом солнышка искала
История о том, как гном построил дом

1
1

Итого по 2 модулю «Логоритмика», второго года обучения (5-6 лет): 36 часов

12

2.6.Рабочая программа третий год обучения, 3 модуль «Логоритмика»
Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и
движения.
Задачи третьего года обучения, 3 модуль «Логоритмика» (6-7 лет):
 создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его
двигательных и музыкальных возможностей;
 развитие коммуникативных навыков детей;
 закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать
парные согласные;
 учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
 Научить детей
основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, развивать правильное
диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;
 закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной
осанки;
 развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;
 развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
 развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
 формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувство ответственности за свое здоровье, бережного
отношения к окружающему миру.
 воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа.

Третий
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Содержание деятельности
год обучения, 3 модуль «Логоритмика»(6-7 лет):

Тема
Дядюшка Ау
Сергиюшка
Медведь и хвост
Магазин «Природа»
Сивка-Бурка
Как заяц и дрозд урожай растили
Вершки и корешки
Петушок золотой гребешок и чудо меленка

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1

Лягушка путешественница
Новый каравай
Четыре желания
Разноцветная книга
Проказы зимы
Заяц, косач, медведь и Дед Мороз
Почтовая история
Как ворона Снеурочкой стала
Двенадцать месяцев
Серебряное копытце
Зима-пекариха
Госпожа Метелица
Каша из топора
Стойкий оловянный солдатик
Сказка о Иване-крестьянском сыне и Ытыре-Фатыре
Звездный мальчик
Заколдованный холм
Два клена
Как поп работницу нанимал
Снегурочка
Звездный бал
Космонавтом быть хочу
Робот
Беляночка и розочка
Баллада о юном барабанщике
В гостях у лесных гномов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Подарки гномов
Приключение Буратино

1
1

Итого по третьему модулю «Логоритмика», третьего года обучения (6-7 лет): 36 часов

13

3.Организационный раздел
3.1Материально-техническое обеспечение
№
п/п
1.
1.1.

Условия

Оснащение

Помещения, их функциональная
направленность
логопедический кабинет – развитие и
образование воспитанников

Оборудование:

шкаф для методических пособий;

скакалки;

мячи разных размеров;

музыкальные
инструменты
(колокольчик,
треугольники);

ленты;

обручи;

маски;

бубны,

барабан,

Технические средства обучения:

музыкальный центр;

2.

Информационно-методическое
обеспечение

2.2.

Информационно-методический кабинет

Технические средства обучения:

ноутбук с выходом в Интернет

3.2. Методическое обеспечение
№
п/п
1.

Программы

Методические материалы

М.Ю.Картушина,

методическая литература;
Конспекты

картотека музыкальнологоритмических занятий ритмических игр;
с детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет 
иллюстративный
материал;

видеоматериалы.

Технологии
Общие:

игровые технологии;

ИКТ,

технология активизирующего общения.
Специальные:

здоровьесберегающие;

личностно-ориентированные;

технология музыкального движения.

3.3. Методические материалы
Предметы,
курсы,
дисциплины
(модули)
Дополнительная общеобразовательная
программа художественной
направленности «Логоритмика» для
детей дошкольного возраста (4-7 лет)
1.Первый год обучения, 1 модуль
«Логоритмика»
2.Второй год обучения, 2 модуль
«Логоритмика»
3.Третий год обучения, 3 модуль
«Логоритмика»

Список литературы
1.Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет;

1.Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет;
2. Блайт, Салли Г. Хорошо сбалансированный ребенок.
3. Годдарт Блайт, Салли. Оценка нейромоторной готовности к обучению.
4. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях.
5.Воронова А.Е.. Логоритмика для детей 5-7 лет.
6.Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика
7. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми.

3.4.Календарный учебный график
Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие
требования к организации образовательного процесса по реализации дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста (4-7 лет) в МБДОУ – детский сад
№ 41.
Календарный учебный график разработан в соответствии с:
-ФЗ «об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
-СанПин;
-Устав МБДОУ – детский сад № 41.
Календарный учебный график учитывает в полном объёме возрастные психофизические особенности
воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

14

№

Содержание

1
2
3
4
5
6

Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебной недели
Продолжительность НОД
Количество занятий в неделю
Наполняемость групп

Возрастные группы
Средняя
1 сентября
31 мая
5 дней
20 минут
1
5-16 детей

Старшая
1 сентября
31 мая
5 дней
25 минут
1
5-16 детей

Подготовительная
1 сентября
31 мая
5 дней
30 минут
1
5-16 детей

В летний оздоровительный период (с 1 июня по 31 августа) образовательная деятельность по дополнительной
общеразвивающей программе художественной направленности «Логоритмикаа (4-7 лет) не осуществляется.
Календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом, утверждается приказом
заведующего до начала учебного года. Все изменения, вносимые в календарный учебный график, утверждаются
приказом заведующего и доводятся до всех участников образовательного процесса.
Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке несёт ответственность за
реализацию в полном объёме образовательной программы дополнительного образования
в соответствии с
календарным учебным графиком.
3.5.Учебный план
Количество занятий
№
Дополнительная общеразвивающая программа
п/п художественной направленности
В неделю
В месяц
Итого в год
«Логоритмика» (4-7 лет)
1
1 модуль, «Логоритмика», первый год обучения (4- 1
4
36
5 лет)
2
2 модуль, «Логоритмика», второй год обучения (5- 1
4
36
6 лет)
3
3 модуль, «Логоритмика», третий год обучения (6- 1
4
36
7 лет)

3.6.Расписание занятий
Занятия с детьми всех возрастных групп проводятся 1 раз в неделю по группам (5-16 человек). Занятия
проводятся во вторую половину дня вне образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Время, отведенное на непрерывную образовательную деятельность - занятия, соответствует возрасту
воспитанников и СанПиНам:
Первый год обучения, 1 модуль, средняя группа (4-5 лет) – 20 минут.
Второй год обучения, 2 модуль, старшая группа (5-6 лет) – 25 минут.
Третий год обучения, 3 модуль, подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 30 минут.

3.7.Оценочные материалы
Оценка качества освоения детьми содержания программы дополнительного образования носит индивидуальный,
динамический характер. Оценивается развитие физических и речедвигательных качеств каждого ребенка в процессе обучения.
Ведущим методом является наблюдение. Два раза в год (начало и конец) проводится диагностика отдельных физических
качеств: ловкость, гибкость, а также речедвигательных способностей: восприятие музыки и движений, характер исполнения
движений, ритмичность, самостоятельность, творческая импровизация. Задания предлагаются детям в игровой форме
(оценивается динамика развития данных качеств).
Ежегодно педагог дополнительного образования
проводит самоанализ выполнения задач программы
дополнительного образования.

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей,
восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.
Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых
психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1
баллу за каждую угаданную игрушку.

15

На
чал
о
год
а
Ко
нец
год
а

На
чал
о
год
а
Ко
нец
год
а

На
чал
о
год
а
Ко
нец
год
а

На
чал
о
год
а
Ко
нец
год
а

На
чал
о
год
а
Ко
нец
год
а

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое
угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент:
- - .. 2-й элемент:
- .. - 3-й элемент:
--…
4-й элемент:
…-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным
указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно
выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от
1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно
выполненное упражнение.
 Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу:
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
№ п/п Фамилия,
имя Слуховое
Восприятие и Ориентирова Состояние
Состояние
ребенка
внимание
воспроизведе -ние
в общей
мелкой
ние ритма
пространстве моторики
моторики

1
2
3
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (при освоении программы)
Нормализация речи вне зависимости от речевого нарушения.
Сформированность знаний по лексическим темам.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Сформированность положительного эмоционального настроя к речи.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные
звуки.
Улучшение результатов диагностик развития речи.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые
упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом
дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных
произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения).
Умение организовывать игровое и речевое общение со сверстниками.
Воспитание бережного отношения к природе, животным.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».