1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 41 (далее - МБДОУ) реализует основную общеобразовательную программу, в Уставе представленна как основная общеобразовательная программа –образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее – ООП ДО). В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой МБДОУ, разработанной им самостоятельно, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. По Уставу МБДОУ осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр, уход и уход за детьми в возрасте от 2 месяцев до 7 лет при возможности организации в МБДОУ режима дня, соответсующего анатомо-физическим особенностям каждой возрастной группы. ООП ДО ориентирована на воспитанников с 1,5 лет до 7 лет. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Продолжительность пребывания детей в МБДОУ - 10,5-часовое пребывание с 07.30 до 18.00 часов, исключая выходные и праздничные дни. Режим работы МБДОУ установлен в соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования - пятидневная рабочая неделя, выходные дни суббота и воскресенье, праздничные дни. Время пребывания детей в группах определяется Уставом МБДОУ и может быть следующим: - сокращенного дня 10,5-часового пребывания - кратковременного пребывания 3 часа. Режим посещения ребенком МБДОУ может определяться индивидуально (в пределах режима работы МБДОУ). Обучение и воспитание в МБДОУ ведется на русском языке. ООП ДО характеризует специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса, направленные на обеспечение разностороннего развития детей дошкольного возраста по модулям (образовательным областям): физическое, социально-коммуникативное, познавательное; речевое и художественно-эстетическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанников. ООП ДО разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами МБДОУ, регулирующими его деятельность: 1. - Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3. - Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; 4. - Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 31.07.2020 N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования»; 5. - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; 6. - Устав МБДОУ. Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. ООП ДО разработана в соотсветсвии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), содержательной основой разработки образовательной программы в МБДОУ является примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и с использованием Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Коморовой, Э.Ф.Дорофеева ). Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составлена с учетом образовательных потребностей, интересов детей, членов их семей и педагогов. Эта часть разработана на основе образовательной программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: (О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская); парциальная Программа духовно- нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым Сердцем» (Р.Ю. Белоусова, А.Н.Егорова, Ю.С.Калинкина). Данные документы определяют основные принципы: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Программа учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования: 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.