1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 41 (далее - МБДОУ) реализует основную общеобразовательную
программу, в Уставе представленна как основная общеобразовательная
программа –образовательная программа дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности (далее – ООП ДО).
В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное
образование в соответствии с образовательной программой МБДОУ,
разработанной им самостоятельно, в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
По Уставу МБДОУ осуществляет образовательную деятельность по
образовательным программам дошкольного образования, присмотр, уход и
уход за детьми в возрасте от 2 месяцев до 7 лет при возможности организации
в МБДОУ режима дня, соответсующего анатомо-физическим особенностям
каждой возрастной группы.
ООП ДО ориентирована на воспитанников с 1,5 лет до 7 лет. Программа
сформирована
как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик
дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в
виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Продолжительность пребывания детей в МБДОУ - 10,5-часовое
пребывание с 07.30 до 18.00 часов, исключая выходные и праздничные дни.
Режим работы МБДОУ установлен в соответствии с потребностью семьи,
объемом решаемых задач образовательной деятельности, возможностей
бюджетного финансирования - пятидневная рабочая неделя, выходные дни суббота и воскресенье, праздничные дни.
Время пребывания детей в группах определяется Уставом МБДОУ и
может быть следующим:
- сокращенного дня 10,5-часового пребывания
- кратковременного пребывания 3 часа.
Режим посещения ребенком МБДОУ может определяться индивидуально
(в пределах режима работы МБДОУ).
Обучение и воспитание в МБДОУ ведется на русском языке.
ООП ДО характеризует специфику содержания образования и
особенности организации образовательного процесса, направленные на
обеспечение разностороннего развития детей дошкольного возраста по модулям
(образовательным областям): физическое, социально-коммуникативное,
познавательное; речевое и художественно-эстетическое развитие на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей
воспитанников.
ООП ДО разработана в соответствии с действующим законодательством,
нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня,
локальным актами МБДОУ, регулирующими его деятельность:
1. - Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. - Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
4. - Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 31.07.2020 N 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программа –
образовательным программа дошкольного образования»;
5. - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением Главного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
6. - Устав МБДОУ.
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций
дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина
Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной
идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства
воспитания и обучения детей от рождения до поступления в
общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям
(законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости
от места проживания.
ООП ДО разработана в соотсветсвии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО),
содержательной основой разработки образовательной программы в МБДОУ
является примерная основная образовательная программа дошкольного
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и с
использованием Примерной общеобразовательной программой дошкольного
образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Коморовой,
Э.Ф.Дорофеева ).
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,
составлена с учетом образовательных потребностей, интересов детей, членов их
семей и педагогов. Эта часть разработана на основе
образовательной
программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми
дошкольного возраста парциальная образовательная программа дошкольного
образования «СамоЦвет»: (О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева,
О.В. Закревская); парциальная Программа духовно- нравственного воспитания
детей 5–7 лет «С чистым Сердцем» (Р.Ю. Белоусова, А.Н.Егорова,
Ю.С.Калинкина).
Данные документы определяют основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,
самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни
значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с
ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к
следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Программа учитывает новые стратегические ориентиры в развитии
системы дошкольного образования:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого
ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества
дошкольного образования на основе единства обязательных требований к
условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их
структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно уровня дошкольного образования.