Основная общеобразовательная программа дошкольного образования-образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования -образовательная программа дошкольного образования разработана на основе ФОП ДО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) на основе ФГОС ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составлена с учетом образовательных потребностей, интересов детей, членов их семей и педагогов. Эта часть разработана на основе образовательной программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста: парциальная образовательная программа "Самоцвет"(О.А.Трофимова, О.В.Толстикова, Н.В.Дягилева, О.В.Закревская).
Цели и задачи деятельности МБДОУ по
реализации Программы определены на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО.
Цели ФГОС ДО:
1) повышение социального статуса
дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства
возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного
образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня
и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к
условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их
структуре и результатам их освоения;
4)сохранение единства образовательного
пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи ФГОС ДО:
1) охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей
для полноценного развития детей в возрасте от 1,5 до 7 лет независимо от пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей
(в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и
содержания Программы и программ начального общего образования;
4) создание благоприятных условий развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия
содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование образовательной
среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и
физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому
взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
9) обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Целью Программы: является разностороннее развитие
ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным
ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы
человека,. патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Цель Программы достигается через решение
следующих задач:
· обеспечение единых для Российской Федерации
содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
· приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
· построение (структурирование) содержания
образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных
особенностей развития;
· создание условий для равного доступа к образованию
для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
· охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
· обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей
ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
· обеспечение психолого педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности;
· достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования
Программа построена на
принципах и подходах ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание
ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов),
обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором
сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования;
3) содействие и
сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних
членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и
дошкольного возрастов, а также педагогических
работников (далее вместе -
взрослые);
4) признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей
в различных видах деятельности;
6) сотрудничество МБДОУ с
семьей;
7) приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
8) формирование
познавательных интересов и познавательных
действий ребёнка в различных
видах деятельности;
9) возрастная адекватность
дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту
и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной
ситуации развития детей.
Развивающая среда выстраивается на следующих принципах:
-насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметноразвивающей среды;
- вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
- доступность среды предполагает, доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования; - учета полоролевой специфики - обеспечение предметно развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
- учета национально-культурных особенностей села, края. Реализация вышеперечисленных принципов организации среды развития самостоятельной деятельности детей обеспечивает ребенку возможность комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и благоприятно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной со сверстниками, так и в самостоятельной деятельности.