Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 41 Краткая презентация ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 41 (далее - МБДОУ) реализует основную общеобразовательную программу, в Уставе представленна как основная общеобразовательная программа –образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее – ООП ДО). Программа разработана на основе: Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и институциональными нормативными документами и локальными нормативными актами Программа направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации: - от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», - от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», - от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», - от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п.41.1. ФОП ДО). Задачи разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6. ФГОС ДО), уточнены и расширены в ФОП ДО. Новые задачи (п.14.2. ФОП ДО) - обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; - построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития. Программа состоит из обязательная инвариантная вариативная часть , формируемая участниками образовательных отношений Обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности Структура ОП ДО Общие положения: Раскрывают назначение ОП ДО статус и особенности ОП, содержание разделов (целевого, содержательного и организационного) 1. Целевой раздел 2. Содержательный раздел - цели, задачи, принципы ФОП - планируемые результаты освоения ФОП в разные периоды детства - подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов - задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям во всех возрастных группах - направления и задачи КРР - рабочую программу воспитания иные материалы 3. Организационный раздел - психологопедагогические, кадровые условия, МТО - примерный режим дня - примерный перечень произведений искусства - примерный календарный план воспитательной работы ОП ДО включает Учебнометодическая документация Иные компоненты - планируемые результаты реализации программы, - педагогическая диагностика достижения планируемых результатов - рабочая программа воспитания, - примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, - календарный план воспитательной работы. - задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям, - вариативные формы, способы, методы реализации Программы, - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, - способы и направления поддержки детской инициативы, - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Направления обучения и воспитания – образовательные области: «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная деятельность в ДОУ включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО (п.24.1. ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы (п.24.19. ФОП ДО) материальнотехнические финансовые Кадровые психологопедагогические Условия реализации Программы развивающая предметнопространственная среда Формы работы по взаимодействию с родителями - Анкетирование - Родительские собрания, конференции, мастер-классы - правление ДОУ через Управляющий совет; родительский совет - Консультирование - Родительские уголки и информационные стенды - Дни открытых дверей - Экскурсии по ДОУ - Участие в создании развивающей среды - Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры, проекты, акции, привлечение родителей к подготовке праздников) - Совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов, родителей Программа воспитания Разработана основе Федеральной образовательной программы (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования); в соответствии с требованиями ФГОС ДО; с учетом «Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» . Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования Программа отражает интересы и запросы участников образовательных отношений: ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых; государства и общества. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202 212280044 https://41.tvoysadik.ru/sveden/education